Русская художница начала XX века, мастер графики и
живописи 3. Е. Серебрякова, стала одной из первых женщин, которые вошли в
историю нашей отечественной живописи. Она прославилась своей картиной «За
туалетом. Автопортрет», которая была представлена в 1909 году на выставке
«Союза русских художников» и сейчас находится в Государственной Третьяковской
галерее. Значительное место в творчестве художницы занимает тема детства, которая
является любимой для Зинаиды Евгеньевны. Художницу привлекала детская
непосредственность, естественность и открытость. Широкую известность приобрели
картины художницы: «За завтраком», «Катя в голубом у ёлки», «Девочки у рояля»,
«Мальчики в матросских тельняшках» и многие другие. На них «мастер детского
портрета», как называли Серебрякову критики, с особенной любовью и теплотой
изображала своих четверых детей: двоих сыновей — Сашу и Женю, двоих дочек —
Таню и Катю.
Горячо любимые дети с самого раннего детства становились
героями живописных полотен художницы. Перед нами — одна из таких работ: на
картине «На кухне. Портрет Кати» изображена младшая дочь Зинаиды Евгеньевны.
Катя сидит за деревянным коричневым столом. На ней
белоснежная кофточка и ярко-синий сарафан. У девочки серьёзное задумчивое лицо,
глаза опущены вниз, на алых губах нет и тени улыбки. Лёгкий румянец покрывает
щёчки белоснежного детского лица. Лёгкие кудри длинных коричневых волос лукаво
спадают на плечи. О чем задумалась девочка? Возможно, как приготовить вкусное
блюдо, помогая маме, а возможно как вырастет взрослой и будет хлопотать на
кухне уже для своих детишек.
Удобный ракурс картины даёт нам возможность внимательно
рассмотреть всё, что находится.на столе перед девочкой. Ближе всего к Кате
расположена полная корзина яиц. Одно из них девочка держит в руке, как бы
предлагая его нам. Вторая рука Кати опущена в корзину. Слева от девочки стоит
большой глиняный кувшин. Скорее всего, там находится молоко, которое дети любят
пить по утрам. За корзиной, ближе к зрителю, располагается «букет» из свёклы,
живописно уложенной корнеплодами в одну сторону, а длинной бордово-зелёной
листвой — в другую. На переднем плане прямо на разделочной деревянной доске
лежат пять небольших рыбёшек, которые, возможно, были пойманы старшими
братьями Кати. На изгибах белоснежной скатерти слева лежат две оранжевых
моркови с зелёной ботвой. Все предметы натюрморта написаны с большой
тщательностью.
Картина выполнена в контрастных тонах. На синем фоне^
образ девочки кажется более выразительным, светлым, чистым и жизнерадостным.
Её сарафан синего цвета гармонирует с общим фоном картины.
Композиция картины представляет собой искусное сочетание
нескольких жанров: натюрморта и портрета. Овощи ярких насыщенных тонов,
белоснежная скатерть, общий фон полотна и главная героиня образуют особый
колорит картины, создают, радостное, весёлое и бодрое настроение.
3. Е. Серебряковой был создан целый мир удивительных
детских образов, каждый из которых неповторим и уникален. Однако во всех есть
общее: безграничная любовь к детям, восхищение искренностью их чувств и
поступков. В картине «На кухне. Портрет Кати» как и в других, созданных на тему
детства, передаётся поэзия обыденного, повседневного, но такого близкого и
милого сердцу.
|