Судьба талантливой художницы Зинаиды Васильевны
Серебряковой сложилась счастливо и одновременно трагически. Родившись в семье
Лансере- Бенуа, в которой было несколько поколений талантливых архитекторов,
скульпторов, художников, Зинаида Васильевна не могла избрать иного занятия, не
связанного с искусством. Счастливое детство, юность, проведённые в
Санкт-Петербурге и имении Нескучном под Харьковом, занятие живописью,
замужество, рождение детей, затем война, революция, смерть любимого мужа,
отъезд в Париж, разлука с детьми, жизнь и смерть в Париже. Получившие признание
в дореволюционной России, долго пребывавшие в забвении на родине, сейчас
произведения Серебряковой имеют мировую известность.
Картина 3. В. Серебряковой «За туалетом. Автопортрет» из
счастливого периода её жизни, она написана в 1909 году, в имении Нескучное, где
она с детьми задержалась до поздней осени. Однажды утром, проснувшись, взяв
гребень в руки и подойдя к зеркалу, она увидела своё отражение, которое ей очень
понравилось. Захотелось запечатлеть то счастливое состояние, в котором
пребывала. А она, действительно, была счастлива — обожаемый муж, замечательные
дети, любимая работа, прекрасная природа вокруг. Так и нарисовала девушка свой
автопортрет в зеркале. В итоге получился не просто портрет, а жанровая сценка
с обилием деталей.
Реальными на полотне являются рама зеркала и подсвечник,
остальное — просто отражение в зеркале глазами автора. В центре картины,
основную её часть занимает стоящая перед зеркалом очень красивая, молодая
женщина, расчёсывающая свои длинные каштановые волосы. Чёрные брови вразлёт,
карие лукавые глаза, нос горбинкой, розовые, красиво очерченные губы в
полуулыбке. Женщина недавно проснулась, на ней надето ночное платье, съехавшее
с одного плеча. Статная, с красивыми плечами и руками с длинными, сильными
пальцами, вполоборота к зеркалу, стоит она в комнате, залитой солнечными
лучами. Как истинная женщина, подойдя утром к зеркалу, она украсила себя, надев
серебристый браслет, подчеркнувший изящество и грациозность рук. Волосы у неё
такие длинные, что приходится придерживать их второй рукой, чтобы расчесать.
Слева видна часть рамы зеркала, в котором отражаются Серебрякова и подсвечник.
На переднем плане картины предметы, стоящие на столике у зеркала.
Длинная свеча в медном подсвечнике, со своим отражением
в зеркале слева и справа, разные женские принадлежности на светлой скатёрке.
Тут и флакончики с духами, шкатулки и баночки с косметикой, расписная баночка
с украшениями, салфетки, а также вышитая подушечка с китайскими шпильками для
волос, булавкой и колечком. Шпильки длинные, украшенные разноцветными
стеклянными шариками. На заднем плане картины интерьер, состоящий из предметов
нехитрого деревенского быта. Кусочек застеленной кровати с подушкой под кружевной
накидкой, висящая на крючке одежда, белая двухстворчатая закрытая дверь. Слева
от женщины простой деревенский умывальник с эмалированным тазиком и фаянсовым
кувшином с водой. Над тазиком подвешена полочка, на ней лежат мыло, баночка с
зубным порошком, на гвозде рядом с полочкой висит полотенце. Низ умывальника
оборудован по деревенским привычкам: прикрыт занавеской, но белого цвета, в
тон белёным стенам. Интересную деталь нарисовала художница — зеркало в зеркале.
Над умывальником в овальной деревянной раме висит небольшое туалетное зеркало,
в котором отражается, по-видимому, рама окна.
Рама у зеркала непростая, у неё имеются деревянные
подсвечники, ведь электричества в деревне тогда не было, умывались в тёмное
время суток при зажжённых свечах.
Солнечным зимним утром, увидев себя, молодую, красивую,
полную счастья, Серебряковой захотелось нарисовать то, что понравилось в себе,
увековечить свой образ для близких. Но запечатлеть не для самолюбования, ведь
художница углядела в себе интересную натуру, яркое выражение чувственности,
эмоциональную выразительность лица.
Муж уехал в дальнюю командировку, упустил возможность
увидеть её такой, вот и захотелось оставить на память радость того зимнего дня.
Если автопортрет был бы задуман, чтобы подать себя в выгодном свете, то
Серебрякова не стала бы изображать себя в такой простой обстановке деревенского
быта и в ночной сорочке. Нарисовала то, чего попросила душа. Этот душевный
порыв понравился тогдашнему зрителю, нравится и сегодняшнему. Лучистые карие
глаза, дарящие радость и доброту, смотрят на своё отражение в зеркале, и,
кажется, с портрета проникают в сердце зрителя, вызывают симпатию и восхищение.
Если сама женщина написана объёмно, чёткими мазками, то интерьер, предметы
обихода, женские принадлежности изображены в стиле модерн. Все они кажутся
декоративными, мелкими и второстепенными по сравнению фигурой натурщицы,
только подчёркивают её очарование, молодость и красоту.
Картина была куплена на выставке, открывшей новую
талантливую русскую художницу, для Третьяковской галереи, где и выставляется
поныне. |