Аркадий
Александрович Пластов (1893-1972) родился в селе Прислониха в Симбирской
губернии (ныне Ульяновская область) в крестьянской семье. Интерес к живописи,
по-видимому, передался к мальчику от деда, который был иконописцем.
Какое-то
время Пластов предполагал, что станет священником. После 3-х лет учёбы.в
сельской школе поступил в Симбирское духовное училище, затем в Симбирскую
духовную семинарию. Но тяга к искусству, как видно, не оставляла молодого
семинариста. В 1912 г. юноша уехал в Москву. Сначала посещал занятия в мастерской
художника И. И. Машкова, затем поступил в Императорское Строгановское
Центральное художественно-промышленное училище, где проучился 2 года. После
этого Пластов поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако не на
живописное, а на скульптурное отделение. Среди его наставников были знаменитые
мастера — скульптор С. М. Волнухин, художник А. М. Васнецов и др.
Молодой
художник в 1917 г. возвратился в родное село. Здесь он постоянно рисовал с
натуры, изображая своих односельчан, их праздники и будни.
Картины
Пластова характеризуются не только высоким мастерством, знанием быта советской
деревни, но и любовью, вниманием к людям, которые живут и трудятся на селе.
Особенности картин Пластова — жанровые сцены всегда разворачиваются на фоне
пейзажа, лирическая выразительность без напряжённости сюжета.
Художник
при жизни сделался признанным классиком советской живописи, репродукции его
картин стали помещать в школьные учебники и хрестоматии.
На
картине «Сенокос» художник изобразил, как семья выполняет одну из
разновидностей сельскохозяйственных работ — косит траву на сено. Заготовка
сена имеет не меньшее значением, чем удачная уборка хлеба — ведь иначе скоту
нечего будет есть долгую холодную зиму. Как и все сельские работы, в старину
сенокос сопровождался особыми обрядами, ему посвящено немало пословиц и
поговорок.
Сенокос
считался своего рода праздником, на него надевали самую лучшую одежду, во время
работы пели песни. В старину было принято косить всем селом. Лучшим временем
для заготовки сена считался период с Петрова дня (29 июня) до Прокла (25 июля).
Для
косьбы использовался — да и сейчас используется — специальный инструмент,
который называется коса. На длинной деревянной рукоятке — как для лопат,
грабель и т. п. инструментов — крепится длинное, чуть изогнутое лезвие. Держась
за рукоятку, широко размахиваются и срезают траву внутренней стороной лезвия.
Работа с косой требует сноровки и немалой осторожности, так как лезвие острое.
На
картине Пластова косит не целое село, а всего 4 человека. Скорее всего, они
члены одной семьи. Одеты они просто — вероятно, в свою обычную повседневную
одежду. Подросток, который изображён ближе всех к зрителю, вообще одет только в
штаны, рубаху он снял — может быть, потому что жарко, а может, бережёт её.
Неизвестно, есть ли у этих людей праздничная одежда. Художник написал картину
в 1945 г., следовательно, пока работал над ней, ещё шла Великая Отечественная
война. В эти тяжёлые годы у людей зачастую были одни валенки на всех, и то
хорошо, если были. Тут не до праздничной одежды, было бы, в чем выйти из дому.
Кроме
подростка, среди косцов трудится женщина. Она идёт следом за мальчиком. Двое
других косарей — мужчины.
Темноволосый
подросток загорел почти до черноты. Но несмотря на зной, он усердно трудится,
на пару шагов даже опередил остальных. Видимо, привычен к тяжёлому
крестьянскому труду, приобрёл немалый навык и необходимую сноровку. В годы
войны многим детям приходилось работать наравне со взрослыми, а в деревне это
было принято всегда, ребёнок с малолетства приучался к труду.
Женщина
одета в простенькое светлое платье, голова повязана белым платком. Типичный
наряд крестьянки, а светлое лучше всего подходит для летнего зноя. Определить
возраст женщины сложно. Её лицо потемнело от загара, от тяжёлой работы. Платок,
который сейчас ассоциируется с бабушками, в деревнях носили все женщины, кроме
молоденьких незамужних девушек. Может быть, эта женщина — мать мальчика, может
быть, бабушка.
Следом
идёт мужчина в голубовато-зелёной рубахе. Светлые курчавые волосы и такая же
борода, в руках, крепко держащих косу, чувствуется сила — можно предположить,
что это человек средних лет. Может возникнуть вопрос, почему же он не на войне
— но ведь не обязательно художник рисовал только тех косцов, кого мог видеть
перед собой в данный момент. Либо можно предположить, что солдат получил серьёзное
ранение, уже не мог нести военную службу и поэтому вернулся в родное село.
Завершает
процессию косцов пожилой мужчина — вероятно, этот человек уже далеко не молод,
так как его волосы и борода совсем белые. Его фигура почти заслонена фигурой
предыдущего косца — может, его сына. Видны лишь левое плечо и руки, держащие
косу. Одет он в белую рубаху.
Группа
косцов изображена художником практически в центре картины. Они выступают
композиционным ядром, вокруг которого раскинулся буйно цветущий луг. И если
одежда косцов написана в скромных, сдержанных тонах, то для изображения
цветущего луга художник не пожалел красок. Лиловые, фиолетовые, жёлтые цветы
разбросаны среди травы, которая едва не доходит косцам до пояса.
В
правом углу изображена группа тесно растущих берёз, их ветви свисают вниз.
Берёза — символ русской природы, одно из самых распространённых деревьев в
Европейской части России. Многие русские художники часто изображали берёзы на
своих картинах.
Вдали
темнеет лес. В левом верхнем углу виден кусочек ясного летнего неба.
Чувствуется, что день солнечный и жаркий. Такая погода благоприятна для уборки
сена.
Картина
«Сенокос» и другое полотно художника, сходное по сюжету — «Жатва» — впервые были
показаны на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в
Государственной Третьяковской галерее. В это музее картина находится и в
настоящее время. В «Сенокосе» Пластов запечатлён своё восхищение родной
землёй, её щедростью и неброской красотой, и народом, выстоявшим в тяжёлые
годы войны, не знавшей равных в истории. |