Выдающийся русский художник Аркадий Александрович Рылов
родился в 1870 году. Детство и юность художника прошли на севере, в Вятке.
Здесь несла свои воды широкая река, было много лесов, озёр. Красота и гармония
природы восхищала юношу. Он подолгу бродил по лесу, наблюдал за красотой и великолепием
окружающего мира. Рылов учился в Петербургской академии художеств, занимался в
мастерской известного пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.
Именно Куинджи оказал значительное влияние на
формирование личности и мировоззрение молодого художника. В произведениях,
которые были написаны Рыловым после окончания учёбы, было очарование северной
лесной природы. Это были «пейзажи настроения», характерные для творчества
многих художников.
Талантливый русский художник Михаил Васильев вич Нестеров
так охарактеризовал Рылова: «Прелесть картин Рылова крылась в их внутренней и
внешней красоте, в их «музыкальности», в тихих, ласкающих, или стихийных,
бурных переживаниях природы. Его таинственные леса с шумами лесных их
обитателей дышат, живут особой, чарующей жизнью. Его моря, реки, озёра, небо
ясное, сулящее на завтра «вёдро», или небо с несущимися куда-то облаками — беду
сулит — всё, всё у Рылова в действии, всё динамично — радость жизни сменяет её
драму. Тёмный бор полон тревоги, бурные берега Камы, быть может, кому-то несут
гибель. Осенний перелёт птиц за далёкие моря переживаем, как личную утрату
ясных дней. Всё у Рылова полно значения, и он нигде, ни в какой мере не
равнодушен к смыслу, к совершающимся таинствам природы и её обитателей. Он
поёт, славит и величает Родину-мать... Рылов не просто «пейзажист», он, как
Васильев, как Левитан, глубокий задушевный поэт. Он родной нам, он дорог нам,
ибо Рыловых природой отпускается очень, очень скупо...»
За свою жизнь Аркадий Александрович Рылов создал
множество удивительных картин. Но самыми известными из них являются пейзажи
«Зелёный шум» и «В голубом просторе».
Картина «Зелёный шум» была написана в 1904 году. Над
этим произведением А. А. Рылов работал два года. Во время работы художник
использовал опыт наблюдения натуры, а также этюды, которые были им сделаны в
окрестностях Петербурга и Вятки. Было создано три экземпляра этой картины. Первый
находится в Русском музее, второй — в Москве, в Третьяковской галерее. Третий
экземпляр находится в Музее русского искусства в Киеве.
Картина обращала на себя внимание зрителей буйством
свежих ярких красок. Художник изобразил лес во всём его великолепии. Сам
художник писал в своих воспоминаниях: «Я очень много трудился над этим
мотивом, несколько раз всё перекомпоновывая и переписывая, стараясь передать
ощущение от весёлого шума берёз, от широкого простора реки. Жил я летом на
крутом, высоком берегу Вятки, под окнами шумели берёзы целыми днями, затихая
только к вечеру; протекала широкая река; виднелись дали с озёрами и лесами.
Оттуда поехал в имение к ученице. Там аллея старых берёз, идущая от дома в
поле, тоже всегда шумела. Я любил ходить по ней и писать и рисовать эти берёзы.
Когда я приехал в Петербург, то в ушах у меня остался этот «зелёный шум»...»
Очень интересна история о том, как картине было дано
название. Когда произведение было готово, Рылов показал его известным
художникам Архипу Ивановичу Куинджи и Константину Фёдоровичу Богаевскому.
И когда Богаевский впервые увидел картину, то стал
декламировать стихотворение Некрасова «Зелёный шум». Так картине было дано
название «Зелёный шум». На самом деле строки Некрасова подходят к этому полотну
как нельзя лучше.
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи, расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнёт кусты
ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: всё зелено,
И воздух и вода!
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Однажды художник К. Ф. Богаевский шутливо сказал о
произведении: «Картину писал Аркадий Александрович Рылов, а «Зелёный шум» — это
моё изобретение».
Когда мы смотрим на картину Рылова, у нас создаётся
впечатление, что мы стоим на возвышении, а перед нами открывается река, на
которой лодки с парусами. Возле реки много деревьев. День ясный и ветреный.
Небо чистое, нежно-голубое, на нём разноцветные облака. Их освещают солнечные
лучи, поэтому облака становятся белыми, розовыми, лиловыми.
Листва деревьев тоже освещена солнечными лучами. Она
блестит и переливается. Создаётся впечатление, что листва движется, живёт,
трепещет под порывами ветра. Природа на картине выглядит сильной, живой и
очень гармоничной. Сильный ветер заставляет деревья гнуться. Кажется, будто мы
слышим завывания ветра. Молодые берёзки выглядят такими хрупкими и
беззащитными. Они вот-вот улетят туда, куда унесёт их ветер. Взрослые деревья
выглядят более крепкими. Они уже стоят не один десяток лет, они сильны и
могучи. Ветер не страшен им.
По широкой темно-синей реке несутся маленькие лодочки.
Ветер надувает паруса, и лодочки мчаться куда-то вдаль. Они кажутся такими
лёгкими и невесомыми.
Несомненная заслуга художника в том, что он умел показать
поэзию и красоту самых обычных картин природы. Нужно иметь настоящий талант
живописца, чтобы увидеть и осознать гармонию и великолепие пейзажей.
Впечатления,-которые останутся незамеченными большинством людей, для настоящего
художника имеют огромное значение.
Картина «Зелёный шум» вызывает восхищение зрителей. На
картину хочется смотреть, не отрываясь. Это ни с чем несравнимое ощущение —
живая, первозданная красота природы, которая открывается перед нами во всей
своей самобытности. Многообразие живого мира природы, её изменчивость и
подвижность — всё это есть в картине великого художника. Каждая деталь картины
— ветер, солнечные лучи, кучевые облака, волны, листва — выглядят удивительно
реальными и правдоподобными. В картине нет статичности, отчётливо ощущается
движение. Кажется, что мы слышим шум леса, ощущаем свежесть воздуха и аромат
листвы.
|