Картина «Девушка в клетчатом платке» принадлежит перу
художника А. Г. Венецианова. Не получивший художественного образования
художник стал мастером портретного жанра, ему было присвоено звание академика
Академии художеств России. Множество портретов написано А. Г. Венециановым по
заказам, в том числе и для получения звания академика. Но наступил такой
момент, когда он оставляет службу, городскую жизнь в Петербурге и перебирается
на жительство в деревню Сафонково. Сам Венецианов разделяет периоды своей жизни
в городе и в селе, подписывая работы, бумаги, добавляет псевдоним
Сафонковский.
Проживая в сельской глуши, он отдаётся любимому делу со
всей душой. Пишет, как хочется и кого хочется. Натурщиками служили простые
крестьяне, их дети. Рисуя сцены незамысловатой сельской жизни с участием
крепостных крестьян, Венецианов реализо- вывал свой принцип «ничего не изображать
иначе, чем в натуре является. . . ». Художнику удалось показать гармонию
повседневной крестьянской жизни, природы и человека, раскрыть красоту русской
души. Единение художника и изображаемых им людей чувствуется в каждой тщательно
прорисованной чёрточке лица, достоверности выражения глаз, ярко выраженной физической
и духовной силе. Венецианов смог передать красоту простых лиц, отличную от
канонически изображаемой мастерами портретного жанра того времени. Рисовать
представителей низшего сословия в то время считалось дурным тоном, но
Венецианов, пренебрегая условностями, выбирал для натуры понравившиеся лица
простых людей. Изображая крестьян, художник мастерски подбирал краски,
использовал игру света и тени.
Он не мог не отобразить видимую в этих людях усталость от
непосильного труда, выражение покорности судьбе на лицах. Нет смеющихся или
хотя бы улыбающихся лиц. Поэтому среди портретов кисти А. Венецианова особо
выделяется «Девушка в клетчатом платке».
Не осталось никаких сведений, кто позировал художнику,
неизвестна даже точная дата написания портрета. Ей пришлось позировать
художнику, просто накинув на голову сине-зелёный клетчатый платок и придерживая
его рукой у подбородка. Совсем юная девушка, скорее подросток, с покорностью
напряжённо смотрит на художника. Милое, чистое, почти детское лицо. Высокий
лоб, красиво очерченные брови, серо-голубые и широко поставленные большие
глаза, прямой нос, по-детски пухлые пунцовые губы. Треугольный овал лица, очень
мягкий и приятный подбородок придают благородство девичьему лицу. Темно-
каштановые волосы по-крестьянски гладко расчёсаны на прямой пробор и убраны под
платок. Думается, что волосы заплетены в толстую косу.
Рука, придерживающая на груди платок, выдаёт простую
деревенскую девушку. По-крестьянски широкая, довольно — таки крупная, с
крепкими пальцами неуверенно прижимает платок к груди.
Платок, накинутый на голову девушки, новый, похожие
платки в крупную клетку, носили крестьянки того времени. Вероятно, художник
специально для девочки купил этот платок и потом подарил ей. Платок не из
грубой ткани, потому что на нём хорошо видны отблески света, как на ткани из
шёлка или атласа. Основной цвет платка меняется в зависимости от освещения от
синего к зелёному, даже цвет рисунка клетки меняется от бело-жёлтого к
жёлто-красно- му. Все складки платка и даже бахрома тщательно прорисованы
автором.
Одета девочка в простую рубаху из белёного полотна.
Наверное, на ней надет русский сарафан, но художник не стал выписывать детали
одежды, заострять внимание на внешнем антураже. Главное было точно изобразить
лицо девушки, показать её внешнюю красоту, а также чистый внутренний мир.
Кажется, что девушка, глядя на художника, хочет улыбнуться, но, не решаясь,
сдерживается. Улыбка прячется в уголках губ. Природная простота и скромность,
невинность видна во всём её облике. Вместе с тем, в её светлых живых глазах
загадка, как в глазах любой женщины.
И каждый может увидеть в них своё, угадать, о чем же
думает это прелестное создание, о чем мечтает. Верится, что невзгоды и тяжести
жизни ещё не коснулись её, уходящее детство и наступающая юность не омрачены
трудностями и горестями крестьянской доли. Хочется, чтобы она и её жизнь
оставались светлыми, не омрачёнными никакими бедами.
Благодаря работам художника Венецианова, мы можем
увидеть,, как выглядели простые крестьяне в начале 19 века, как была устроена
их повседневная жизнь, подмеченная и точно запёчатлённая замечательным
мастером на своих полотнах. Велико историческое значение картин как подлинного
источника сведений о том периоде времени. Хотя в картинах А. Г. Венецианова
просматривается сходство с иконами из-за некоторой плоскостности изображения,
они подкупают своей правдивостью, искренностью взгляда автора. Великолепный
портретист Венецианов с любовью подбирал натуру для своих картин, поэтому мы и
сейчас можем видеть и восхищаться такими картинами, как «Девушка в клетчатом
платке». Глядя на этот портрет, почему-то кажется, что перед нами юная мадонна
с полотен средневековых художников.
Хранится картина в Государственном Русском музее в
Санкт-Петербурге.
|