Картина «Грачи прилетели» написана художником Алексеем
Саврасовым с натуры в Костромской губернии. Впервые была представлена в 1871
году на первой выставке художников-передвижников в Москве. Она настолько
понравилась П. Третьякову, владельцу коллекции картин, что он сразу же купил
её. В настоящее время картина выставляется в одном из залов Третьяковской галереи, основой которой послужила та самая
коллекция.
На той выставке было представлено немало пейзажей
русской природы, но полотно «Грачи прилетели» привлекло внимание и очаровало
всех посетителей, поскольку художник А. Саврасов смог как никто другой увидеть
и раскрыть душу родной природы. Чуткое, любовное отношение автора к деревьям,
воде, снегу, воздуху, птицам, церкви пронизывает все части картины, делает её
олицетворением русской природы.
Художник очень точно и красочно смог передать
зарождающиеся перемены в природе при смене времени года. На первый взгляд это
обычный зимний пейзаж, но при внимательном рассмотрении видно, что снег на
переднем плане — рыхлый, в проталинах — вода. Небо типично мартовское,
затянутое в кучевые облака с пронзительной голубизны прогалинами и
пробивающимся лучиком света. На фоне серых облаков лоскутки неба выглядят
изумрудно- синими. Небо словно отражает снежную поверхность земли с озерками
талой воды. Проглядывающие лучики солнца окрашивают снег у забора в золотистый
цвет, а свет, попадающий на колокольню и церковь, выделяет их среди мрачных
домишек белыми стенами. Почему-то кажется, что вот-вот выглянет прячущееся
солнышко и раскрасит этот пейзаж особыми, весенними красками: заблестит вода в
лужах, заиграет купол церквушки и колокольни бронзовым отливом.
О скором наступлении весны говорит стайка грачей,
которые первыми возвращаются на родину из тёплых краёв. Значит, морозы уже
отступили, зима не вернётся, и грачи обживаются на привычном месте, суетятся,
строят гнёзда, ищут корм.
Три кривые берёзки как бы тянутся друг к другу,
сплетаясь кронами и образуя уютный уголок для птиц. Снега на ветках уже нет и
птицам вольготно сновать среди ветвей. На снегу, под берёзами отчётливо
прорисован грач, держащий в клюве веточку для строительства гнезда. Заметно,
как он пригнулся к земле и готовится взлететь. Автор, наверное, хотел этим
подчеркнуть начало новой жизни, рождение весны, пробуждение природы. Снег
вокруг берёз крупитчатый, рыхлый, грязноватого цвета, с проталинами земли.
Следы, оставленные человеком глубокие, потому что снег подтаял и просел. Около
деревьев много следов, оставленных собаками или даже лисой, прибегавшей
поохотиться на птиц.
Вдали, за домами, виднеется, открытое до горизонта,
поле. Снег на нём основательно подтаял, образовались лужи, обнажилась коричневая
земля, влажная и испускающая пар. Земля, сбросившая снежный панцирь, как бы
жадно дышит в предвкушении скорого тепла. Ещё немного и крестьяне выйдут на
поля, начнут посевные работы, а пока она просыпается после зимней спячки и
радуется первому весеннему теплу. У линии горизонта, частоколом просматривается
редкий лесок, который как будто огораживает и защищает этот уголок русской
природы.
Дома в деревне старые, покосившиеся, но из трубы идёт
слабый дымок. Это говорит о том, что печки в избах топят не так жарко, как
зимой, потому что на улице оттепель. Ветер небольшой силы, так как дым из трубы
идёт почти вертикально. Церковь тоже старая, стены с облупившейся краской. О
том, что церковь действующая, говорят серебристые колокола в колокольне.
Известно, что церковь эта стоит в селе до сих пор. Село изменилось, пейзаж
поменялся, а церковь стоит! Художник, наверняка, был поражён этим видом:
сочетание церкви, как символа веры православных людей, и пробуждающейся после
зимы природы с прилетевшими грачами — вестниками весны.
Немного оживляют картину хорошо прорисованные кусты
красновато-коричневого цвета и их отражение в воде. Отражаются в воде и
деревья, и небо. Берёзы растут на пригорке, а дома за забором как бы уходят
вниз, поэтому не очень хорошо видны, только их крыши. Но церковь всё-же
возвышается над ними как светлый символ религии, которая очень важна для
русских православных людей.
Не портит общего впечатления то, что рисунок на берёзах
прорисован не очень выразительно. Ведь, как известно, каждая берёза имеет свой
неповторимый рисунок на стволе. Возможно, А. Саврасов заканчивал свою работу в
мастерской, рисуя по памяти. Очарования это не убавляет.
Вся картина пропитана сердечной любовью к простой
русской природе, чувства художника к ней проглядываются в каждой детали и в
общем виде всего пейзажа. Когда смотришь на эту картину, охватывает чувство
единения с милым сердцу видом родной русской природы. Глядя на полотно, хочется
вдохнуть полной грудью этого мартовского чистого, деревенского воздуха, раскинуть
руки в стороны и покружиться на снегу под берёзами. Цепляет, как, вероятно,
зацепило и автора, присутствие в данном пейзаже и русских берёз, и русской
церкви, и русской деревни, символизирующих Россию, и в то же время весеннее
пробуждение природы, олицетворяющее веру в светлое будущее России.
|