Алексей Кондратьевич Саврасов — выдающийся русский
пейзажист, он является основоположником символистского пейзажа настроения в
русской живописи. Алексей Саврасов родился 12 мая 1830 года в Москве. Отец
мальчика был небогатым купцом. С раннего детства мальчик интересовался
искусством, в подростковом возрасте он даже писал для продажи небольшие
пейзажи. Саврасов учился в Московском училище живописи, ваяния, зодчества.
Художник создал множество прекрасных картин, также он занимался педагогической
работой, был руководителем пейзажного класса в московском Училище. Одним из его
учеников был известный художник И. И. Левитан. Именно он сказал о своём
учителе: «Саврасов старался отыскать в самом простом и обыкновенном те
интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно
чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С
Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей
родной земле».
Очень велика была роль Саврасова в развитии русской
пейзажной живописи.
Картина «Просёлок» была написана в 1873 году. Это полотно
Алексей Кондратьевич подарил своему другу, художнику Иллариону Прянишникову.
Вероятно, именно поэтому картину практически никто не видел. Она первый раз появилась
на выставке частных коллекций в 1893 году.
Появившись впервые на выставке, картина была высоко
оценена общественностью. В одном из журналов того времени этот шедевр был
охарактеризован как «чуть ли не высшая точка высшей точки в силе поэтической трактовки
воздуха у Саврасова».
Картина «Просёлок» не может не привлечь к себе внимания.
Здесь можно говорить об удивительной свободе исполнения. Кроме того,
произведение отличается многообразной открытой фактурой. Художнику удалось
передать реальную жизнь. И это его истинная заслуга.
Красота будничной жизни передана свежестью воздуха,
движение облаков, невзрачными деревьями, размытой дорогой. Если внимательно
смотреть на картину, становится ясно, насколько мягкие и тёплые краски, которые
выбрал художник. Деревья тянутся вверх, сияет небо, трава кажется живой и
реальной.
Сначала может показаться, что художник выбрал на редкость
простой и не слишком интересный пейзаж. На картине изображена грязная дорога,
которую размыл дождь. Старые корявые деревья тянут свои ветви к небу. Дорога
уходит вдаль, на горизонте виднеются поля. Обычный будничный пейзаж. Его
нельзя назвать красивым. Облака на небе, освещённые яркими лучами солнца,
навевают тревожные мысли. В целом картина может вызвать уныние и грусть. Но это
только первое впечатление.
На самом деле картина очень интересна. Художник
показывает неуловимую красоту этого заурядного пейзажа. Просёлок обладает
собственным очарованием, неброским, неярким. Не грусть и не уныние вызывает
этот вид, он заставляет задуматься о том, сколько истинной красоты можно
заметить вокруг, насколько интересна и многогранна реальная жизнь.
Если внимательно смотреть на картину, становится ясно,
что совсем недавно прошёл дождь. Лужи и грязь на дороге всегда появляются после
дождя. Но пригреет солнышко, и они вскоре высохнут. Небо после дождя становится
на редкость ясным и чистым. Густые облака вот-вот исчезнут, и небо будет
радовать глаз своей чистотой. Деревья после дождя выглядят по-настоящему
счастливыми. Теперь они ожидают тёплых лучей солнца, чтобы стряхнуть с себя
сонное оцепенение.
* Солнце не заставило себя ждать. Его ласковые лучи
освещают весь пейзаж, он начинает сиять особыми, яркими красками. Даже
придорожные лужи сверкают, и их зеркальный блеск создаёт некоторое ощущение праздничности.
В воздухе разлито умиротворение и спокойствие. Здесь нет
ни единой живой души — мы не видим людей и животных. И в этом есть свой смысл.
Вечное одиночество и спокойствие природы создаёт особую гармонию.
Пейзаж на картине «Просёлок» был новаторским для русской
живописи семидесятых годов XIX столетия. Это своего рода застывшее мгновение,
которое запечатлел художник. На картине изображён короткий момент между
дождём, который только что прошёл, и солнцем, которое появилось на небе после
дождя. Картина выполнена в импрессионистической технике. И к этому произведению
как нельзя лучше подходит формула самого Саврасова: «Без воздуха пейзаж — не
пейзаж! Сколько в пейзаж берёзок или елей не сажай, что ни придумывай, а если
воздух не напишешь — значит, пейзаж — дрянь... »
На картине «Просёлок» воздух не просто написан, он
выглядит на редкость реальным, свежим, чистым. Кажется, что мы сами ощущаем
прохладу воздуха после дождя.
Картина словно светится изнутри. Такое впечатление
художнику удалось создать благодаря множеству тёплых тонов с разнообразными
оттенками, которые переходят друг в друга. Благодаря мастерству художника
обычный просёлок, не слишком красивый и интересный, превращается в
художественный образ, яркий и запоминающийся.
На эту картину хочется долго смотреть. И постепенно мы
замечаем всё новые и новые детали, делающие пейзаж столь занимательным и
необычным. Эта картина — настоящий шедевр русской пейзажной живописи. Только
настоящий художник может заметить красоту в простой и незаметной будничной
жизни.
|