Александр Михайлович Герасимов — известный русский
живописей. Он родился 31 июля 1881 года в городе Козлове, в купеческой семье.
Детство и юность художника прошли в этом провинциальном городе, в окружении
русской природы. Молодой человек умел видеть красоту в самых простых обыденных
вещах. И это стало основой многих его будущих произведений.
Только по-настоящему талантливый художник может
подмечать самые незаметные, на первый взгляд, детали окружающей обстановки. Мы
видим это в его картинах. И нас не может это не восхищать.
В молодости художника привлекал импрессионизм. Но потом
он стал приверженцем соцреализма, нового художественного направления. Герасимов
писал портреты политических лидеров того времени — Ленина, Ворошилова, Сталина
и других советских руководителей. Художник считался признанным мастером
соцреализма, он был личным художником Сталина. Работы Герасимова в то время
считались каноническими.
Однако сам Александр Михайлович уже в середине тридцатых
годов устал от постоянного стремления к официальному признанию. И он решает
уехать на отдых в свой родной город Козлов. Именно тогда художник создал
удивительную картину «После дождя».
Это произведение разительно отличается от всех картин,
которые были созданы художником. Сам он считал, что это самое лучшее
произведение из всех, которые он создал за свою жизнь.
Сестра Александра Михайловича вспоминала, что художника в
буквальном смысле потряс сад после дождя. Это было удивительное зрелище,
которое Герасимов обязательно захотел запечатлеть на холсте. «В природе
благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на
скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за
деревьями, очищалось и белело небо». Художник немедленно потребовал палитру у
своего помощника.
Картина была написана очень быстро, за несколько часов.
Это свидетельствует о том, насколько велико было восхищение художника
удивительной красотой природы.
На самом деле создание этой картины не было случайным.
Ещё в юности Герасимова привлекал мотив природы после дождя.
Дождь как бы символизировал обновление. И окружающий мир
приобретал иные очертания, становился более ярким и свежим. Когда художник
учился в Училище живописи, он рисовал мокрые крыши, дороги, предметы.
В картине «После дождя» нет тщательно продуманного
сюжета. Она была создана на одном дыхании. Произведение не может оставить
зрителей равнодушными, в нем есть искренность и лёгкость.
Сочные отблески садовой зелени отражаются на террасе. На
мокрой поверхности стола отражаются разноцветные отблески, здесь они голубые,
розовые. Тени многоцветные и красочные. На покрытых влагой досках видны
серебристые отблески. Состояние природы передано на редкость выразительно. Эта
простая картина запоминается всем, кто её видел.
Терраса, залитая дождём, предстаёт перед нами вместе с
углом сада. Вода покрывает листву, пол, скамейки и перила. Вода вместе с
солнцем, которое освещает террасу, является поистине завораживающим зрелищем.
Вода сверкает в солнечном свете, приобретает особый характер, изысканность и
чёткость.
В левой части террасы мы видим круглый стол на резных
ножках. Они тоже отражаются в лужах. На столе стоит стеклянный кувшин, в
котором стоит букет садовых цветов.
Садовые цветы удивительны, в них нет нарочитой пышности и
роскоши. Они нежные, но в то же время незаметные. Цветы так реальны, что к ним
хочется прикоснуться. Кажется, что вот-вот ощутишь их тонкий аромат. Рядом с
вазой на боку лежит стакан. Наверное, резкий порыв ветра свалил его. Словно в
зеркале, в поверхности стола, залитой дождём, отражаются стакан и ваза.
После дождя в саду особая атмосфера. Всё вокруг выглядит
на редкость прекрасным и гармоничным. Картина дарит хорошее настроение.
Невозможно печалиться и грустить, любуясь таким прекрасным живописным полотном.
В сад выходит угол дома, мы можем увидеть, насколько
прекрасен сад после дождя. Листва сияет на солнце. Над скамьёй склоняется ветка
сирени. Небо уже светлеет. Хмурые облака вот-вот исчезнут. И лучи ласкового
солнца устремятся вниз.
В глубине сада можно увидеть крышу старого сарая. Каждая
деталь проста и незатейлива. Но в совокупности они приобретают совершенно иное
значение. Это реальная жизнь, красоту которой мы подчас не замечаем. Мы заняты
другими делами. И наше внимание вряд ли привлечёт сад после дождя, ничем не
примечательный, привычный и простой. Только истинный художник способен
заметить всё великолепие красок и оттенков обычного бытового пейзажа.
Когда мы смотрим на картину А. М. Герасимова, нам хочется
остаться здесь хотя бы ненадолго. Пусть вдали останутся тревоги и волнения, мы
насладимся этим чудесным садом, свежим и обновлённым после дождя. Хотелось бы
прикоснуться к мокрой скамейке, ощутить аромат влажной листвы. Насколько
реальна эта терраса, насколько она заманчива и восхитительна. И поневоле
начинаешь задумываться, что вокруг так много самых обычных предметов, которые
при внимательном рассмотрении способны восхитить своей красотой и гармонией.
|