Илья
Ефимович Репин (1844 — 1930) родился на Украине в городке Чугуеве в семье
военного поселенца. Сам художник впоследствии утверждал, что его род
происходит от московских стрельцов.
Ещё
в детстве заинтересовался рисованием, начал обучение под руководством местных
иконописцев, немало преуспел, так что вскоре юноша стал получать серьёзные
заказы. В 1863 г. приехал в Петербург, где сначала учился в рисовальной школе,
а затем в Академии художеств. В 1865 г. получил звание свободного художника.
Однако
подлинный успех пришёл к нему позже, и принесла его художнику именно картина
«Бурлаки на Волге». Над этим полотном Репин трудился 3 года. Сейчас картина
хранится в Русском музее в Петербурге.
Сейчас,
возможно, далеко не все знают, кто такие бурлаки. Так назывались рабочие,
которые тянули против течения речные суда при помощи каната. Труд бурлаков
использовался с XVI в. и до конца XIX в. Эта тяжёлая профессия полностью
исчезла лишь после появления пароходов. Естественно, что такую работу
выполняли группы людей — артели, численность которых могла достигать 150
человек. Труд был сезонным — весной и осенью. Оплата была крайне низкой,
иногда бурлаки ничего не зарабатывали, а возвращались домой, ещё и задолжав
нанимателю. Бурлацкие песни, самой известной из которых является «Эх,
дубинушка, ухнем», исполнялись рабочими не просто ради увеселения, а для того,
чтобы скоординировать силы артели во время выполнения наиболее тяжёлых трудовых
задач.
В
1869 г. Репин, который вместе с другим художником, К. А. Савицким, выехал на
этюды на Неву, увидел, как работают бурлаки. Репин был потрясён, о чем он позже
вспоминал в автобиографии «Далёкое близкое»: «Какой, однако, это ужас (...)
Люди вместо скота впряжены!»
Тогда
же возник замысел картины. Появился и первый акварельный эскиз картины, на
котором кроме бурлаков художник изобразил жизнерадостных дачников, контраст с
которыми, как и с окружающей природой, произвёл на художника сильное впечатление.
Однако под влиянием художника Ф. А. Васильева, раскритиковавшего такую
композицию как «искусственную» и «рассудочную», Репин пересмотрел свой
замысел. Художник долго искал наиболее удачную композицию: сохранились
карандашный эскиз и промежуточная версия, выполненная маслом. За неё художник
получил приз, однако не остановился в своих поисках. Окончательный вариант
картины был завершён в марте 1873 г.
В
итоге, по словам художественного критика В. В. Стасова, современника Репина,
картина имела целью не «разжалобить и вызвать гражданские вздохи», а показать
«виденные типы и характеры».
Артель
движется из глубины картины на зрителя. Композиция построена так, что фигуры
бурлаков не заслоняют друг друга. Художник запечатлел самобытную,
выразительную индивидуальность каждого, сопоставляет особенности характеров.
Впереди
трое «коренников». В центре бывший священник Канин, лицо которого казалось
Репину похожим на лицо античного философа. Справа от Ка- нина — бородатый
бурлак, который словно олицетворяет дикую первобытную силу. Озлобленно смотрит
«Илька-матрос», бредущий справа. Не менее выразитель и другие бурлаки. Высокий
старик с трубкой флегматично взирает на мир из-под полей потрёпанной шляпы.
Непривычный к бурлацкой доле юноша словно пытается освободиться от лямки.
Бурлак рядом с юношей почёсывает голову, этим жестом точно говоря: «Эх ты,
долюшка наша горемычная!..»
На
лице пожилого бурлака, идущего следом за юношей, написано бесконечно терпение,
глубокое смирение с такой долей. Он опустил голову почти к самому плечу юноши —
кажется, что дремлет. За головой этого бурлака виднеется ещё один труженик —
единственный на картине, чьей фигуры и лица практически не видно за другими.
Следующий — вероятно, сельский щёголь. Его товарищи одеты в рваньё, на ногах у
них лапти, а он на нём — белая рубаха навыпуск, жилетка, картуз. Но главное —
он обут в сапоги, что среди бедняков считалось, да и было особым шиком.
Возможно, он здорово потратился на развесёлых гулянках, что и вынудило его
пойти в бурлаки.
В
числе последних идёт бурлак с выразительной южной внешностью — черноволосый
«Грек». Он оглядывается на замыкающего шествие, который, кажется, вот-вот
упадёт. Последний бурлак в сапогах — наверное-, когда-то он знавал лучшие
времена, но какие-то затруднительные обстоятельства вынудили его пойти на столь
тяжёлую работу, которая ему не очень-то по силам. Всего на картине 11 бурлаков
— весьма небольшая артель.
Как
уже отмечалось, Репина потряс контраст между бурлаками и тем, что их окружает.
Хотя первоначальный замысел претерпел значительные изменения, собственно
контраст был сохранён.Бурлаки изображены на фоне безмятежного голубого неба —
небо занимает почти половину картины — полоски речной глади и светло-жёлтого
песчаного берега, по которому бредёт усталая артель. Окружающая природа
написана в светлых тонах, как и судно, которое тянут бурлаки, и небольшой
парусник вдали. Суда не контрастируют с пейзажем, они также выполнены в
светлых тонах. А вот тёмные рубища, их почерневшие от солнца и тяжёлого труда
лица резко выделяются на лениво-благостном фоне.
Впервые
картина была выставлена в Петербурге на выставке произведений живописи и
скульптуры, которые предназначались для отправки на Всемирную выставку,
организованную в Вене. «Бурлаки на Волге» вызвали значительный отклик, мнения
диаметрально разделились. Ряд критиков счёл картину «профанацией искусства»,
тогда как другие высоко оценили творение Репина. Среди последних были художник
И. Н. Крамской, писатели Ф. М. Достоевский и В. Г. Короленко, а также великий
князь Владимир Александрович Романов, который приобрёл картину.
Великий
князь Владимир Александрович — младший брат императора Александра III. Покровительствовал
многим художникам, коллекционировал произведения живописи. По воспоминаниям
современников, колоритная личность, пользовался большим авторитетом в царской
семье.
«Надо
правду сказать, что великому князю картина эта искренне нравилась. Он любил
объяснять отдельные характеры на картине: и расстригу попа Канина, и солдата
Зотова, и нижегородского бойца, и нетерпеливого мальчишку — умнее всех своих
старших товарищей; всех их знал великий князь, и я слышал собственными ушами, с
каким интересом он объяснял всё до самых последних намёков даже в пейзаже и
фоне картины» — вспоминал И. Е Репин на страницах автобиографии «Далёкое
близкое».
|