Не
так уж часто случается, что одно произведение искусства создаётся сразу
несколькими художниками. К числу таких шедевров относится картина «Пушкин у
моря» иначе «Прощание Пушкина с Чёрным морем», созданная в соавторстве двумя
выдающимися художниками — И. Е. Репиным и И. К. Айвазовским.
Илья
Ефимович Репин (1844-1930), по его собственным словам, писал картины, сюжеты
для которых брал «из животрепещущей жизни». Он — мастер драматических
ситуаций, выразительных характеров.
Пожалуй,
самая известная его работа — картина «Бурлаки на Волге», ставшая своего рода
символом непосильного труда, тяжкой доли русского народа.
Иван
(Ованес) Константинович Айвазовский (1817-1900) писал в основном морские
пейзажи (таких художников называют маринистами). Вероятно, это во многом
связано с впечатлениями детства, проведённого вблизи моря, в Феодосии, где
жили родители будущего живописца. Также рисовал батальные сцены прямо на месте
непосредственных боевых действий. Айвазовский написал несколько тысяч работ и
достиг успеха, редкого даже для знаменитого художника — получил звание
контр-адмирала.
Айвазовский
был ещё студентом Академии художеств, когда Пушкин обратил внимание на его
пейзажи и высоко отозвался о мастерстве молодого художника. Айвазовский был
очень растроган похвалой великого поэта, перед талантом которого он
преклонялся. В детстве Айвазовский мельком видел Пушкина, и образ поэта
произвёл на будущего художника большое впечатление. В 1836 г. состоялось
знакомство молодого художника и уже известного на всю Россию поэта. Эта встреча
сыграла большую роль в творчестве Айвазовского, который впоследствии создал
целый цикл картин, посвящённых Пушкину.
На
картине «Прощание Пушкина с Чёрным морем» пейзаж выполнен Айвазовским, а фигура
Пушкина — Репиным. Репину и впоследствии довелось рисовать Пушкина. Картина
«Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» стала одной из
известнейших работ Репина.
Совместная
работа Айвазовского и Репина, безусловно, перекликается со стихотворением
Пушкина «К морю»:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.
Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.
Это
стихотворение, написанное в 1824 г., стало завершающим произведением периода
южной ссылки поэта. Строки это стихотворения появились ещё в Одессе, но
завершено оно было в Михайловском.
На
картине Айвазовского и Репина Пушкин изображён на фоне сурового романтического
пейзажа. Нагромождение скал — громадные глыбы словно небрежно свалены в
бесформенную кучу рукой великана — а вокруг пенятся волны. Фигура Пушкина
помещена почти в центр картины. Поэт в чёрной одежде, которая контрастирует с
фоном, выполненным в серых и белёсых тонах. Левой рукой поэт опирается о
скалу, в правой руке держит шляпу. Правая руку отведена в сторону — поэт
словно бы жестом прощается с беспокойной стихией, что столь близка его душе. За
спиной Пушкина ветер треплет полы плаща, придавая им сходство с крыльями. Поэт
вдохновенно смотрит вдаль — возможно, в его уме уже начали складываться строки
стихотворения.
Сумрачность
пейзажа словно вторит настроению поэта и в то же время подчёркивает его
величие, что сродни величию вечной стихии. Небо и море выполнены в сходных
красках, только оттенки пенящейся воды более .холодные, голубоватые, а небо
просвечивает розоватыми отблесками, сизые пятна предвещают непогоду.
Море
возле скал, на которых стоит Пушкин, почти белое от пены; ближе к горизонту —
тёмное, мрачное. Скалы — три глыбы в правом нижнем углу картины — серого цвета,
их грани, трещины на них чётко выписаны Айвазовским. Другой земли, кроме этих
скал, на картине нет. Это создаёт ощущение, что поэт не принадлежит земле, а
небо и море — стихии, подобные загадочной стихии творчества. Стихии свободны,
как и поэтический дух. Несомненно, поэт глубоко это чувствовал, поэтому
расставание с морем и породило прекрасные, проникновенные стихи.
Картина
написана в 1897 г., 60 лет прошло со смерти Пушкина, но искусство художников
показывает его молодым и полным творческих замыслов, тем самым утверждая, что
истинный талант — бессмертен.
В
настоящее время картина находится в городе, названном в честь поэта (Пушкин —
бывшее Царское Село, где учился поэт), в Пушкинском музее. |