Илья Ефимович Репин (1844-1930) родился на Украине, в
небольшом городке Чугуеве (современная Харьковская область) в семье бывшего
военнослужащего. Рано обнаружилась тяга мальчика к рисованию. Под руководством
местных художников юноша достиг немалых успехов, его работа пользовалась
спросом в родном городе. В 1863 г. молодой человек приехал в Петербург,
поступил в рисовальную школу, а затем и в Академию художеств.
Известность пришла к Репина в начале 1870-х гг. благодаря
картине «Бурлаки на Волге». Зачастую картины Репина насыщены действием. На его
полотнах нашли отражение значимые события из жизни русской деревни,
драматические эпизоды в судьбах русских революционеров. Обращался художник и к
исторической теме. Среди его работ немало портретов. Это и портреты знаменитых
современников художника — Л. Н. Толстого, Н. И. Пирогова и др., и написанные
«для себя» портреты членов семьи Репина.
Картина «Стрекоза» — один из наиболее известных портретов
семейного «цикла». Эта картина была написана на даче под Петербургом. Художник
изобразил свою дочь Веру Ильиничну Репину (1872-1948). Работа датирована 1884
г. — значит, мы видим портрет девочки в возрасте 12 лет.
Пока ещё неизвестно, как сложится дальнейшая судьба этого
ребёнка. Впоследствии Вера Ильинична пыталась стать драматической актрисой. Она
обладала способностями к пению, живописи. Некоторое время выступала в частных
театрах, но затем оставила мечты о сценической карьере. Поселилась с отцом в
его финском имении «Пенаты» в Куоккале, вела хозяйство, как множество других
женщин её круга.
Но всё это будет потом. Пока же мы видим шаловливого
ребёнка, сидящего на высокой перекладине штакетника и непринуждённо болтающего
ногами в воздухе. Обеими руками девочка придерживается за перекладину.
Фоном служит ясное летнее небо, сливающееся с лугом.
Художник наметил отдельные сухие травинки, но в целом земля и небо практически
не разделены.
На девочке зёленовато-серое платье с длинными рукавами,
всё в небольших складочках. Подол юбки — до середины икр, дети не носили
длинные платья до пола, как их мамы и старшие сёстры. Поэтому видны светлые
чулки, чуть спустившиеся складками, и чёрные башмаки на шнурках. На голове у
девочки шляпка в тон платью, завязанная ленточкой под подбородком.
В картине много солнечного света, его блики играют на
лице и одежде девочки. Есть мнение, что эта картина значительно отличается по
стилю от большинства произведений Репина. Особенности исполнения картины,
ощущение случайно «схваченного», подсмотренного мгновения роднят её с
творчеством импрессионистов, которые как раз и стремились передавать на
полотне настроение, изменчивость окружающего мира. На картине Репина запечатлён
именно такой момент: девочка пока сидит, но вот-вот спрыгнет и убежит. Поэтому,
быть может, художник и назвал картину «Стрекоза» — ведь эти существа очень подвижны,
они мгновенно перемещаются с места на место. Только села на цветок — и вот уже
перенеслась на несколько шагов вперёд, вот уже парит в воздухе. . . Возможно,
что фон, в котором пейзаж практически отсутствует, узкая полоска луга сливается
с небом, как раз и служит тому, чтобы создать, передать это ощущение парения в
воздухе, лёгкости и беззаботности, присущим ранней юности. |