Исаак Ильич Левитан — выдающийся мастер русского пейзажа
— за свою недолгую жизнь успел создать множество прекрасных картин. И почти
все они посвящены русской природе. Мало найдётся людей, не видевших картин
«Март» и «Золотая осень». Уже с 18 лет холсты художника участвуют в выставках и
охотно раскупаются. Его работы хранятся в крупнейших музеях и картинных
галереях нашей страны и за рубежом. Левитана па праву называют певцом русской
природы, превратившим простые мотивы в яркие образы России. По словам
художника И. Грабаря «Он самый большой поэт... и самый большой чародей
настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём
русских мотивов в пейзаже. . . Смог... создать свой собственный стиль, который
явился вместе с тем и стилем русского пейзажа, по справедливости названного
«левитановским». Поэтическое настроение, возникающее при просмотре картин,
заслуга художника, сумевшего передать на своих холстах лирическую прелесть
пейзажа, меланхолическую задумчивость природы, свою любовь к незамеченным
никем ранее уголкам русской земли. Счастье общения, близости с природой стало
счастьем всей его короткой, но насыщенной творческой жизни.
Написана картина «Лесистый берег» в 1892 году на реке
Пёкша во Владимирской области, где художник вынуждено жил некоторое время,
будучи высланным из Москвы. Прогуливаясь по окрестностям, он наслаждался
видами местной природы, выбирал понравившиеся пейзажи для своих работ. В
открывшейся панораме его внимательному взгляду открылось разнообразие
ландшафта, переход от хвойного леса на высоком берегу к реке и пологой долине.
Такой нисходящий рельеф может символизировать саму жизнь: бурный рост,
стремление вверх (растущие деревья) в начале жизни, затем скатывание вниз к
старению и плавное размеренное движение во второй половине жизненного пути. Или
стремление к новым идеям, к свершениям, обретение себя, нахождение своей ниши и
плавное течение по волнам жизни.
Левитан предпочитал для работы предвечернее время суток,
картина так и называется «Лесистый берег. Сумерки». Тон и краски картины
подчёркивают сумеречное время летнего дня. Темнеющее небо слабо подсвечивается
алым краешком заходящего солнца, отсвет которого подкрасил стволы выступающих
из леса сосен в золотистый цвет. На линии горизонта, за лесом уходящее солнце
обозначено светлым пятном на синем небосклоне.
На переднем плане картины лука небольшой реки,
поворачивая, устремляется вдаль. Берега у речки разные: один пологий, другой
крутой, обрывистый. Так обычно бывает, во время весеннего половодья и разливов
рек, из-за неровностей рельефа поднимающаяся вода подмывает один берег. Оба
берега реки — и крутой, и пологий — песчаные. Цвет песка на них сильно
отличается: на обрыве он ярко-жёлтый, внизу почти белый. Пологий берег слегка
зарос травой, но выглядит удобным для купания и рыбалки или для водопоя
домашнего скота. Следов пребывания людей не наблюдается: ни следов костра, не
оставленной рогатки для удочки. Значит, поблизости нет селенья, из которого
могли прийти люди или пригнать скотину на водопой. Крутой берег неровно покрыт
растительностью: травой, кустарником и подрастающими деревьями. По нему к воде
спуститься можно только съехав по песку, как с горки зимой. Вода в реке, как
зеркало, чётко отражает часть берега, верхушки сосен, закатное небо.
Спокойной, гладкой поверхность воды становится к исходу дня. Стихает ветер,
гонящий волну, умолкают звуки, с последними лучами заходящего солнца уходит
свет, дымка опускается на землю, краски становятся гуще, приглушаются светлые
тона. Вся картина дышит умиротворённостью тишины.
На высоком берегу плотной стеной, как солдатский строй,
стоят сосны и лиственницы. Сосновый бор старый и густой, сосны и лиственницы
стоят частоколом, как бы возвышаясь над рекой, взирая сверху вниз на текущую
воду. Только одинокая берёзка на самой кромке леса изогнулась стволом, словно
хочет убежать от сосен, вырваться из их плена. По краю лесного массива, вдоль
обрывистого берега стоят в несколько рядов пни спиленных деревьев с вылезшими
из земли корнями. Некоторые корни как паучьи лапы висят над обрывом. Вода
постепенно подмывала песчаный берег, добралась до леса, пришлось спилить
крайние деревья, чтобы можно было передвигаться вдоль реки. Высохшие корни
удерживают берег от полного разрушения. На переднем плане несколько пней
образовали кружок и, кажется, ведут свою старческую беседу. Между пнями уже
отросла зелёная трава, значит, деревья спилили уже давно. Под соснами, как
известно, трава не растёт, тем более в таком густом бору. Сочетание красок
сочной зелени и жёлтого песка придают яркости, выразительности картине. Глядя
на пейзаж, представляется, будто деревья, стоящие плотной стеной, как солдаты
охраняют покой протекающей речки, её берегов.
У каждого зрителя, смотрящего на картину, возникают свои
ассоциации, рождаются фантазии, складывается впечатление, но неизменными
остаются восхищение мастерством художника И. Левитана, запечатлевшего
монументальность, глубину и красоту русской природы.
Хранится картина в Тверской областной картинной галерее.
|