Исаак
Ильич Левитан (1860-1900) родился в местечке Кибартай в Литве в небогатой
еврейской семье. Отец прилагал все усилия к тому, чтобы дети получили
достойное образование. В начале 1870 гг. семья перебралась в Москву, где вскоре
старший брат Исаака Ильича поступил в Московское училище живописи, ваяния и
зодчества. Через пару лет в то же учебное заведение поступил Исаак Ильич.
Способности
братьев, в особенности Исаака, быстро привлекли внимание наставников, среди
которых были такие выдающиеся мастера, как В. Г. Перов, А. К. Саврасов и В. Д.
Поленов.
В
то же время семью одно за другим преследовали несчастья. Сначала умерла мать,
затем тяжело заболел отец, материальное положение настолько ухудшилось, что
руководство училища периодически оказывало братьям материальную помощь и даже
освободило их от оплаты обучения.
Когда
умер отец, для осиротевших детей — а кроме брата, у Исаака, было ещё две сестры
— наступила особенно тяжкая нужда. Когда в 1885 г. Исаак Левитан окончил
училище, диплома он не получил. Хотя через некоторое время к нему пришли признание
и деньги, здоровье молодого человека оказалось серьёзно подорвано годами нищеты.
Он прожил всего 39 лет, но за свою короткую жизнь успел создать немало
гениальных полотен. На своих картинах'Левитан с пронзительной убедительностью
показал красоту среднерусского пейзажа, которую до него не признавали и не
замечали.
Картина
«Тихая обитель», которая в настоящее время хранится в Третьяковской галерее,
была написана в 1890 г., вскоре после возвращения Левитана из его первой
поездки, за границу. На всеобщее обозрение картина была представлена в 1891 г.
на одной из выставок, организованных Товариществом передвижных художественных
выставок («передвижниками»). Это полотно принесло Левитану широкую
известность. Хотя он рисовал и выставлялся и раньше, есть мнение, что именно в
«Тихой обители» впервые проявилась его самобытная манера, позволяющая раскрыть
прелесть неброского русского пейзажа.
В
частности, художник А. Н. Бенуа, современник Левитана, так отзывался о его
творчестве: «В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной
выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не
отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы.
Появление «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление.
Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего,
душистого воздуха хлынула в спёртое выставочное зало... ».
Но
не только собратья по искусству — и просто любители живописи обратили внимание
на «Тихую обитель» Левитана. На выставку приходили по несколько раз, чтобы
вновь и вновь взглянуть на полотно, благодарили художника за ощущение мира и
покоя, запёчатлённое в картине.
Интересно,
что картина «Тихая обитель» не является точным художественным воспроизведением
конкретной местности. Согласно сохранившимся воспоминаниям, замысел подобной
картины возник у художника за несколько лет до её создания, в 1887 г., под
впечатлением заката над Саввино-Сторожёвским монастырём близ Звенигорода. Но на
картине нашли воплощение образы двух монастырей, расположенных в разных
местностях. Это уже упомянутый Саввино-Сторожёвский монастырь под Звенигородом
и Кривозерский (называемый также Кривоезерский и Кривоозерский) близ Юрьевца на
Волге.
Судьба
этих монастырей сложилась по-разному. Кривозерский монастырь не сохранился — но
остался образ, запёчатлённый Левитаном, и не только в «Тихой обители». Похожий
монастырь художник изобразил и на другой картине, созданной чуть позже —
«Вечерний звон». Это полотно также находится в Третьяковской галерее. А
монастырь после революции 1917 г. был закрыт, в 50-х гг. XX в. попал в зону
затопления Горьковского водохранилища. Саввино- Сторожёвский монастырь тоже
закрывали, но ему повезло больше, в 1995 г. началось его восстановление, ныне
он действующий.
Итак,
«Тихая обитель» является пейзажем, созданным воображением художника, соединившего
фрагменты реально существующих местностей. Но главное не это, а настроение,
которое создаёт картина, чувство, которым она пронизана.
Интересно,
что в повести А. П. Чехова «Три года» есть описание картины, по сюжету очень
похожей на «Тихую обитель». В одном из эпизодов героиня, пришедшая на выставку
живописи, заворожено рассматривает картину, где «на переднем плане речка,
через неё бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в тёмной
траве, поле... А вдали догорает вечерняя заря. (...) И почему-то вдруг ей стало
казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и
лес, и поле она видела уже давно и много раз (...) и там, где была вечерняя
заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного».
Действительно,
значительную часть переднего плана картины — почти половину по горизонтали —
занимает изображение реки. В самом низу полотна кусочек берега, с которого и
«смотрит» вдаль художник. Бережок, густо поросший травой и кустарником,
пересекает тропинка, ведущая к деревянному мостику, переброшенному через реку.
На противоположном берегу продолжением мостика выступает тропинка, которая
разветвляется в две стороны. Мостик сильно обветшал: дерево потемнело, в
настиле местами не хватает досок.
Противоположный
берег зарос лесом, из гущи которого тянутся к небу купола двух храмов. Справа
— пятиглавый: большой купол в центре, по углам по купол»у поменьше. Неподалёку
от этой церкви, чуть левее, виднеется ещё один небольшой купол. Судя по
сохранившимся фотографиям Кривозерского монастыря, он и послужил прототипом
церкви в правой части «Тихой обители». Стены храма белые, а четырёхскатная
крыша и купола зелёные, словно нарочно под цвет окружающего леса.
В
левой части картины изображена одноглавая церковь с колокольней, «моделью» для
которой стала Саввино-Сторожёвская обитель. И снова — белый и зелёный цвета:
белые стены храма и колокольни, зелёная крыша, с которой поднимается небольшой
купол церкви. А надо всем этим — речкой, ветхим мостиком, величественными
куполами храмов — ясное небо, по которому неторопливо плывут облака, озарённые
закатными отблесками.
Дальний
лесистый берег с храмами и небо с облаками отражаются в воде, как в зеркале.
Художник живо воссоздал атмосферу летнего дня, точнее, вечера, когда ещё
светло. И ощущение тишины — не только физической тишины, отсутствие лишних звуков,
кроме звуков природы — но и тишины внутренней, умиротворённого созерцания, тоже
явственно ощущается при взгляде на картину Левитана. Удивительно, как
посредством красок удалось это передать; удивительно вдвойне, если вспомнить,
что жизнь самого художника была полна тревог и невзгод, что он был серьёзно
болен и подвержен приступам тяжёлой меланхолии. Видимо, истинный мастер, когда
творит, живёт иной жизнью, чем в остальное время. Какие бы бури не тревожили
душу самого художника, на его картине — тихий уголок душевного покоя, в лесной
глуши, вдали от земных соблазнов...
|