Исаак Ильич Левитан (1860-1900) родился в небольшом
литовском городке Кибартай в семье мелкого служащего. Через несколько лет семья
перебралась в Москву — отец надеялся, что его дети получат достойное
образование.
Будущий художник поступил в Московское училище живописи,
ваяния и зодчества в 13-летнем возрасте. Его учителями были известные живописцы
— А.К.Саврасов и В.Д.Поленов, которые быстро отметили дарование юноши.
Однако период учёбы был омрачён сначала смертью матери, затем болезнью и
смертью отца, необходимостью постоянно искать заработка, чтобы поддерживать
полуголодное существование. Хотя Левитан учился очень хорошо, ему даже не
выдали диплом художника — вероятно, из- за еврейского происхождения. Вместо
этого молодой человек получил диплом учителя чистописания.
Первой значительной работой, принёсшей автору
известность, стала картина «Тихая обитель», написанная в 1890 г. Эта картина,
которая впервые была представлена зрителям на передвижной выставке 1891 г.,
сразу привлекла взоры и сердца и простых обывателей, и ценителей искусства.
Художник А.Н.Бенуа, современник Левитана, так охарактеризовал первое
впечатление от «Тихой обители»: «Казалось, точно сняли
ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха
хлынула в спёртое выставочное зало... »
Интересно, что мотивы и история создания «Тихой обители»
во многом перекликаются с «Вечерним звоном», написанным чуть позже, в 1892 г.
Как и «Тихая обитель», «Вечерний звон» отнюдь не является «портретом»
конкретной местности. Это художественная фантазия, навеянная образами двух
монастырей: Саввино-Сторожёвского под Звенигородом и Криво- зерского (иначе
Кривоезерского или Кривоозерского) близ Юрьевца на Волге.
Впервые замысел картины появился у художника под
впечатлением заката над Саввино-Сторожёвским монастырём. Когда же Левитан
увидел Кривозерский монастырь под Юрьевцем, этот замысел, до того
неосуществлённый, снова пробудился и воплотился даже не в одной, а в двух
картинах.
Кривозерский монастырь до наших дней не сохранился.
После 1917 г. Он, как и множество других монастырей был закрыт, а в 50-х гг. XX
в. попал в зону затопления Горьковского водохранилища. Закрывался и
Саввино-Сторожёвский монастырь, но ему повезло больше: в начале 90-х гг. он был
возрождён и ныне является действующим.
На картине Левитана «Вечерний звон» изображён пейзаж,
который довольно типичен для среднерусской полосы. Изображение «схвачено»
взглядом с одного из берегов реки — поросшего травой клочка земли в передней
части картины. Основное изображение — роща в жёлто-зелёном осеннем уборе и
монастырь — предстают вдали сказочным видением. И если в «Тихой обители» два
берега соединены мостиком, пусть стареньким и шатким, то в «Вечернем звоне»
связующей «нитью» между берегами могут служить лишь лодки. К берегу на первом
плане картины примыкают потемневшие деревянные мостки — может быть, их иногда
используют в качестве причала, может, стирают с них бельё в речке. Но у
мостков лодок нет — две лодки стоят просто у берега. В одной из этих лодок
сидит человек. Ещё одна лодка, полная народа, плывёт по реке.
На дальнем берегу прямо от кромки воды по склону идёт
широкая проторённая дорога — к белым воротам в виде трёх соединённых между
собой арок. На берегу, у самой воды, чернеют две крошечные фигурки — скорее
всего, это монахи.
Справа от ворот — белый пятиглавый храм с зелёными
куполами и скатами крыши. Сохранившиеся фотографии Кривозерского монастыря
позволяют сделать вывод, что он и явился прототипом этого храма на картине
Левитана.
Слева от ворот, среди золотого пламени осенних деревьев,
изображён одноглавый храм с колокольней. Белоснежная колокольня возвышается над
приземистой церковью с маленьким куполом. Стены церкви также белые, только
крыша зелёная, как и у другого храма на картине. У этой церкви, образ которой
навеян обликом Саввино-Сторожёвской обители, золочёный купол. Такой же купол и
у её колокольни.
Значительную часть картины занимают изображения неба и
воды. Раскинувшееся над пейзажем розовато-сиреневатое закатное небо в облаках
занимает больше трети картины. Река по диагонали рассекает сушу, плавно
обегает изрезанную линию берегов. В «зеркале» реки смутно отражаются и прибрежные
заросли, и очертания храмов.
Художник не просто запечатлел образы двух монастырей на
фоне незатейливого пейзажа — он сумел вложить в картину и удивительное ощущение
мира и покоя, и даже неуловимый отзвук незримых колоколов...
Левитан использовал для своей картины название другого
художественного произведения: «Вечерний звон» — это название известной песни на
стихи И. И. Козлова и музыку А. А. Алябьева, написанной в 1827-1828 гг. Текст
же, в свою очередь, является вольным переводом с английского языка стихотворения
ирландского поэта Томаса Мура «Those evening Bells».
Не случайно, по-видимому, искусствовед А. А. Фёдоров-Давыдов
назвал «Вечерний звон» Левитана одной из «наиболее «литературных» и
философских» картин художника...
|