Шишкин Иван Иванович (1832-1898) родился в Елабуге в
семье небогатого купца Ивана Васильевича Шишкина. Отец будущего художника живо
интересовался археологией и краеведением, даже написал историю родного
города». Среди родных Ивана Ивановича отец оказался единственным человеком,
поддержавшим его стремление сделаться живописцем.
Несколько лет юноша проучился в Казанской гимназии, но
не окончил её, чтобы, как он сам впоследствии писал в автобиографии, «не стать
чиновником». Атмосфера формализма, царившая в гимназии, противоречила всем
склонностям будущего художника. Шишкин, как и множество собратьев по искусству,
поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, затем продолжил
образование в Академии художеств в Петербурге. Уже в те годы его наставники
отмечали незаурядную одарённость ученика, тогда обнаружилось его стремление к
«портретному» сходству в изображении природы.
И. И. Шишкин по праву считается одним из самых выдающихся
русских пейзажистов. Он же, несомненно, является и одним из наиболее известных
русских художников — мастеров пейзажа. Он не просто любил русскую природу — он
ещё и знал её очень хорошо, не случайно на его картинах чётко выписаны самые
мельчайшие детали. За это критики порой упрекали Шишкина, называя его картины
раскрашенным рисунком. Но картины Шишкина, при всём внимании художника к
деталям, показывают единый, целостный образ.
Картины Шишкина нередко становились своего рода символами
России. Для современников и сам Шишкин являлся отчасти олицетворением древних
сил природы: его называли «лесным богатырём-художником», «стариком-лесовиком»
и даже «царём леса».
«Сосны, освещённые солнцем» написаны И. И. Шишкиным в
1886 г. Собственно, говоря, это был один из этюдов художника, но этюд настолько
законченный и мастерски исполненный, что его с полным основанием можно
называть картиной. Эта работа явилась удачной попыткой передать гармонию цвета
и светотени, воспроизвести на полотне общую атмосферу пейзажа. В итоге «Сосны,
освещённые солнцем» стали одной из лучших картин Шишкина.
В центре картины — две больших сосны. Отбрасываемые ими
тени, параллельные друг другу, уходят туда, где растут другие сосны. На заднем
плане чётко выделяются ещё два толстых ствола. Сквозь зелёную пену хвои то там,
то здесь в глубине тоже просматриваются стволы. Верхушки сосен «срезаны» рамой
картины. Этот приём Шишкин использовал не раз, таким способом акцентируя
внимание на величии и размерах деревьев, которым словно не хватает места на
картине.
Тщательно выписаны мельчайшие детали — кора деревьев,
островки зелёной травы вперемешку с золотистой сухой, молоденькие сосенки
поодаль. Солнечный свет заливает стволы сосен и землю под деревьями. В лучах
света ярко зеленеет хвоя, резко проступают тени, отбрасываемые соснами. Ни одно
дерево не похоже на другое, красиво своей собственной, неповторимой красотой.
Толстые стволы свидетельствуют о том, что деревьям немало лет, их мощь и
размеры впечатляют.
Художник использовал не так много красок: зелёный,
коричневый, светло-жёлтый, серый цвета — но этого оказалось вполне достаточно,
чтобы живо и убедительно изобразить кусочек леса, который, кажется, совсем
рядом... Стоит сделать шаг — и под ногами зашелести опавшая хвоя, стоит
протянуть руку — и коснёшься шершавых стволов, нагретых солнцем...
Не случайно картину «Сосны, освещённые солнцем» нередко
называют одной из самых поэтичных работ И. И. Шишкина. Художник В.В.Верещагин
так отозвался об этой картине: «Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я,
например, совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую
аромат сосны».
|