Илья
Семёнович Остроухов (1858-1929) родился в Москве в купеческой семье. Родители
не предполагали, что увлечение живописью сыграет заметную роль в жизни их
сына. Илья Семёнович получил образование в Московской практической академии
коммерческих наук. Однако интерес к живописи не угас, и молодой человек стал
брать частные уроки у И. Е. Репина и других видных художников. Отсутствие
официального художественного образования не стало впоследствии препятствием для
присвоения Остроухову звания академика петербургской Академии художеств.
Как
и многие другие выдающиеся художники того времени, Остроухов примкнул к
Товариществу передвижных художественных выставок. Также являлся членом Союза
русских художников.
Илья
Семёнович не только рисовал сам. Превосходно разбираясь в живописи, он с
увлечением коллекционировал картины и иконы. Впрочем, в те времена
коллекционирование произведений искусства было довольно распространённым хобби
многих состоятельных людей. Но Остроухов не просто собирал картины для себя.
Он был одним из руководителей знаменитой Третьяковской галереи, с основателем
которой, П. М. Третьяковым, он дружил.
И
собственная коллекция Остроухова, в частности, его собрание икон, считалось
одним из лучших в России. В 1890 г. Илья Семёнович открыл частный музей, где
экспонировалась его коллекция. Когда после Октябрьской революции музей был
национализирован, Остроухов оставался его пожизненным хранителем. Однако после
его смерти коллекцию распределили по разным музеям, а «Музей иконописи и
живописи имени И. С. Остроухова» закрыли. В настоящее время значительная часть
коллекции икон Остроухова находится в Третьяковской галерее.
В
доме художника и коллекционера Остроухова сейчас располагается музей «Русская
литература XX века». Здесь проводятся выставки по истории литературы и
выставки художников, творчество которых связано с литературой.
Основное
место в творчестве И. С. Остроухова занимают пейзажи. Пейзаж — это картина, на
которой изображены виды природы. Остроухов, который немалую часть жизни провёл
в Москве, изображал виды средней полосы России, в том числе родного
Подмосковья. На картине «Первая зелень», одном из самых известных пейзажей
Остроухова, как раз запёчатлён типичный подмосковный ландшафт, неброский и в
то же время сразу притягивающий взгляд. Этот пейзаж сейчас хранится в
Третьяковской галерее.
Как
явствует уже из названия картины — «Первая зелень» — мы видим весенний пейзаж.
Это не ранняя весна, когда земля ещё покрыта снегом — судя по развернувшейся
листве и буйной траве, это, скорее всего, начало мая, когда уже и лето не за
горами. Это время «зелёного дыма», как его иногда называют в народе.
Земля
и вода — вот две главенствующие стихии на картине. Неба почти не видно — лишь
небольшой кусочек в верхнем правом углу картины. Основную часть полотна занимает
изображение одевшейся в зелень земли, хотя и вода тоже занимает немало места.
Водоём
— по-видимому, речка — пересекает лесистую местность. На зеркальной
поверхности водоёма отражаются деревья, растущие у самого берега. На картине
изображение речки начинается в нижнем левом углу и почти сливается с поросшим
лесом дальним берегом ближе к горизонту. Речку обступают берега, у воды
пологие, дальше чуть всхолмлённые. Земля ещё не везде покрыта зеленью, и не все
деревья зазеленели: пока ещё видны чёрные проплешины влажной почвы, за рекой
виднеются голые стволы деревьев. А на ветвях деревьев видны гнёзда — напоминание
о птицах, которые прилетели и вот-вот вернутся из тёплых краёв.
Всё
же чувствуется, что весна медленно, но верно вступает в свои права. Не только
сосны и ели щеголяют своей вечной зеленью — на молодых берёзках распускаются
листочки, трава потихоньку разворачивается зелёным ковром. Над речкой и
дальней полосой леса клубится лёгкий туман, что придаёт пейзажу особое ощущение
некоего волшебства, которое, хоть и повторяется из года в год, всё же
по-прежнему остаётся чудом.
|