Юрий Иванович Пименов — талантливый русский художник XX
века. Он родился 13 (26) ноября 1903 года в Москве. Отец мальчика был юристом.
Пименов учился живописи, был участником Первой дискуссионной выставки
объединений активного революционного искусства. Он был настоящим художником
современности. Юрий Иванович в своих произведениях показывал всё новое, что
соответствовало атмосфере настоящего. Творчество Ю. И.Пименова было высоко
оценено современниками. В произведениях этого выдающегося художника есть точность
деталей, новизна чувств. Самая простая, подчас будничная ситуация, изображённая
на картине, открывает целый мир. И зрители это чувствуют. Сам Юрий Иванович
называл собственную главную художественную идею — показ «необыкновенности
обыкновенного». Он говорил, что его цель художника — показать красоту и
прелесть простых вещей, обаятельность человека в труде и быту. Иначе и быть не
может. Ведь, по словам художника «мир полон поэзии и красоты, которую мы подчас
не замечаем».
На самом деле умение ценить каждую прожитую минуту,
видеть красоту будничной жизни дано далеко не каждому. Юрию Ивановичу Пименову
был дан этот талант.
Картина «Новая Москва» была создана в 1937 году. Это
яркое и жизнерадостное произведение. Оно показывает, насколько интересовало
художника всё новое. В картине «Новая Москва» гармонично соединяется городской
пейзаж и бытовой жанр. Человек показан в тесной связи с городом. Будничная
городская жизнь приобретает совершенно особое значение, кажется праздничной,
необыкновенно притягательной.
На картине изображена обычная московская площадь, на
которой много машин и людей. Это Москва тридцатых годов. Нашим современникам
особенно интересно смотреть на старинные машины. Их пока ещё так мало. Но в те
годы они были серьёзным достижением науки и техники. И художник, безусловно,
испытывал гордость за свой родной город и за свою родную страну.
На переднем плане картины изображена машина, за рулём
которой — девушка. Мы не видим её лица. Девушка-водитель изображена сзади. Она
уверенно держит в руках руль. Видно, что она уже привыкла водить машину. Можно
только догадываться, какой фурор производила женщина-водитель в начале XX века.
Тогда и самих машин было сравнительно немного. А уж увидеть машину, за рулём
которой представительница прекрасного пола, наверное, было непросто. Но именно
тогда стали появляться прелестные девушки, уверенно сидящие за рулём
автомобиля.
О девушке за рулём можно сказать, что она изящна,
изысканна и элегантна. Её светлые волнистые волосы собраны в аккуратную
красивую причёску. На девушке красивая одежда, это платье нежно-лилового цвета.
Девушка привыкла к «новой» Москве. Её собственная
юность, красота гармонично соединяется с очарованием новой столицы. В те годы
люди были уверены, что вот-вот начнётся новая жизнь. И она будет по-настоящему
прекрасной.
Композиция картины очень интересна. У зрителей создаётся
впечатление, что они сами сидят в машине, въезжают на улицу, видят всю панораму
столицы. Невозможно не любоваться Москвой. Художник изобразил её настолько
яркой, светлой, праздничной, что это вызывает искренне восхищение.
Кажется, что недавно прошёл дождь. Именно поэтому улица
выглядит такой чистой и сияющей. На картине изображено тёплое время года. Это
может быть весна, лето или ранняя осень. Солнце светит ярко, небо чистое. Можно
узнать все места города и здания, изображённые художником. Справа расположен
сквер Большого театра, Дом Союзов, Дом Совета Министров. Слева находится
гостиница «Москва».
Узнаваемость городской обстановки воспринимается
зрителями как доказательство правдоподобности, реалистичности той бытовой
сцены, которая была изображена художником. Живописец, с одной стороны,
показывает реальные картины. С другой стороны, он их чуть заметно
приукрашивает. И всё кажется особенно значительным, великолепным, очень красивым.
Но ведь иначе и быть не может. Ведь это «новая» Москва, столица в зените своей
красоты и славы.
Зрители погружаются в городскую жизнь, ощущают себя
частью её. В картине нет статичности. Здесь есть движение, особый ритм. Улица
стремительно надвигается на зрителя. Кажется, будто мы на самом деле находимся
в автомобиле.
Дальний план выглядит размытым. Но все детали первого
плана воспроизводятся с точностью и достоверностью. Особое значение имеет
цвет. Художник не случайно выбрал тёплые, жёлтые и золотистые цвета. Они
создают особую атмосферу лёгкости, красоты, изысканности.
Произведение Пименова очень жизнерадостно. Это гимн новой
жизни, олицетворением которого является как сама «новая» Москва, так и
девушка-водитель. Картина создаёт у зрителей очень хорошее настроение. Мы не
можем не признать, что художник несколько идеализирует действительность. Но
вместе с тем ему можно позавидовать. Ведь он на самом деле считал новую жизнь
своей родной страны великим достижением, которым по праву можно гордиться.
|