Юрий
Станиславович Подляский (1923-1987) родился в Хабаровске. Когда ему было 10
лет, семья переехала в город Вышний Волочёк. Мальчик проявлял немалый интерес
к рисованию, стал посещать кружок в местном Доме пионеров. Склонность к
творчеству по мере взросления не охладела, как это нередко бывает, а наоборот —
юноша приехал в Ленинград, где сначала поступил в художественную школу при
Академии художеств, а по её окончании — в Ленинградский институт живописи,
скульптуры и архитектуры.
Закончив
институт, молодой художник активно принимал участие в выставках. Юрий
Станиславович много работал и путешествовал, объездил не только родной
Советский Союз, но и немало других стран. В первую очередь Подляского принято
считать мастером индустриального пейзажа. Действительно, в своём творчестве
он немалое место отводил изображении грандиозных инженерных сооружений —
например, «Огни колхозной ГЭС», «Мост через Сену» и др. Но в его художественном
наследии широко представлены и разнообразные жанровые композиции — например,
«Молотьба» (дипломная работа художника), а также лирические пейзажи и портреты.
В
настоящее время работы Подляского экспонируются в Русском музее, Третьяковской
галерее и др. Есть они и в частных коллекциях, в том числе за рубежом. Картина
«Солнце на веранде» хранится в Хабаровске, где родился Юрий Станиславович, в
Дальневосточном художественном музее.
Что
же мы видим на картине «Солнце на веранде»?
Художник
запечатлел на полотне фрагмент просторной веранды — летнего помещения,
примыкающего к дому. Особенностью веранды является то, что её стены, за исключением
стены дома, к которой она пристраивается, обычно образованы многочисленными
высокими окнами. Таким образом, веранда, как правило, помещение очень светлое.
Мы
не имеет возможности что-либо сказать о доме, частью которого является
изображённая художником веранда, так как он рисовал её как раз со стороны дома,
изнутри. Может быть, это дача, может быть, загородный или городской дом, в
котором живут круглый год. Окно веранды распахнуто в сад, значит, погода
достаточно тёплая. Это, а также зелень листвы в саду и букет жёлтых цветов на
окне позволяют сделать вывод о времени года — поздняя весна, лето или ранняя
осень.
Оконный
переплёт выполнен в виде узора из геометрических фигур. Полоса в верхней части
окна разделена на одинаковые небольшие прямоугольники. Основная же часть окон
выглядит как большие прямоугольники, внутри которых вписано по прямоугольнику
меньшего размера. К этим прямоугольникам вверх и внизу примыкает по
треугольнику: нижний направлен остриём вниз, верхний «смотрит» остриём вверх.
Обстановка веранды достаточно проста. Слева от раскрытого окна выхвачен край
застеленной розоватым покрывалом кровати или дивана. Рядом темно- коричневый
венский стул, недавно покрытый лаком, который блестит на солнце. На полу —
небольшой круглый пёстрый коврик. Такие коврики до сих пор вяжут крючком
некоторые рукодельницы. Коврик, который мы видим на картине, связан
разноцветными полосками; центр — алый, затем широкая полоса насыщенного
розового, далее узкая светло-серая полоска, и, наконец, темно-зелёное окаймление.
Справа
спинкой к окнам стоит дачная скамейка- диванчик с подлокотниками. Видел только
один подлокотник, на котором небрежно брошена какая-то тёмная одежда — куртка,
рубашка или пиджак.
На
подоконнике, как уже упоминалось, жёлтые цветы в вазе. Ваза, или, может быть
кувшин, шарообразной формы, коричневого цвета. Видна одна ручка вазы.
Бамбуковые
или тростниковые жалюзи подняты — по-видимому, не жарко, но солнце светит ярко,
вся веранда залита светом. Именно этот свет, судя по названию картины, и привлёк
внимание художника.
Чтобы
акцентировать внимание на солнечном свете, подобрана и соответствующая цветовая
гамма. Стены веранды (до подоконников) и оконные рамы золотисто- коричневого
цвета. Они и ещё зелёная листва сада контрастируют с более светлой передней
частью картины — светлая скамейка, светлое покрывало на кровати и в
особенности залитый светом пол, на котором серыми клетками падают тени от
оконных рам.
Пол
веранды в первую очередь и позволяет судить о солнечном свете, проникающем в
помещение. Всё остальное служит своего рода обрамлением для этого света:
сначала обстановка веранды, светлая, но всё же темнее сияния, затопившего
помещение, затем стены и оконные рамы, ещё темнее, и, наконец, зелёный сад.
Вдобавок сиреневато-фиолетовое пятно справа — то ли тенистая гуща сада, то ли
облачко, может быть, даже тучка. Это пятно усиливает контраст с белыми бликами
света на полу веранды.
Бесспорно,
художнику удалось передать ощущение солнечного летнего дня, когда самая
простая обстановка, обычный сад видятся необыкновенно красивыми и светлыми.
Уютной гаванью, сосредоточием мира и покоя предстаёт скромная веранда в потоках
солнечного света, и трудно представить, глядя на эту картину, что-то где-то в
мире есть зло.
|