Константин Егорович Маковский родился в семье известного
деятеля искусств, основателя Московского художественного училища, унаследовал
от родителей музыкальные и изобразительные способности. Став художником,
работал в разных жанрах, в том числе в жанре повседневного быта, в котором
написана картина «Дети, бегущие от грозы». Создана картина в 1872 году. Среди
картин на тему крестьянского быта это полотно выделяется особой эмоциональной
выразительностью.
Сюжет прост: крестьянские дети ходили в лес за грибами,
но погода преподнесла им сюрприз. Как часто бывает летом, неожиданно набежали
тучки, подул ветер, в воздухе запахло грозой. Испуганные дети поспешили
возвратиться домой. Младший братишка слишком мал, чтобы быстро передвигаться,
пришлось старшей сестре посадить его на спину и придерживать руками,
рассчитывая только на собственные силы. Ходить в лес за грибами и ягодами для
сельских жителей — привычное занятие, с малых лет крестьяне жили в тесном
слиянии с окружающей природой, добывая и пользуясь её дарами. Вот и эти
ребятишки насобирали грибов, которые жалко стало бросать, поэтому старшая
сестра соорудила из фартука подобие сумки, подвязав концы. Из подберёзовиков
получится вкусный суп или другое блюдо для всей семьи.
Лето на картине во второй половине, ближе к концу. Уже
пошли грибы, вдали виднеется поле со спелым зерном, оно выделяется жёлтым
цветом, можно заметить цветущее разнотравье и распустившиеся кувшинки в воде.
Ветер довольно-таки сильный, травы гнутся до земли. Кажется, что ветер как бы
подгоняет детей, дует им в спину, призывая поторопиться. Небо раскрашено во все
оттенки синего: от светло-голубого до темно-фиолетового.
Где-то сгустились тучи, где-то просвечивает солнце,
ярким пятном падая на поле с созревшей пшеницей и окрашивая траву в
изумрудно-зелёный цвет. О приближении грозы говорит отсутствие птиц в небе,
они заблаговременно спрятались. Дорога детей пролегает через дощатый мосток,
перекинутый через ручей. Мостик хлипкий, из двух толстых досок. Доска, по
которой ступает девочка, прогнулась. Телега по нему не проедет, видимо, мостик
перекинули, чтобы ходить в лес. Ручей мелкий, вода в нем тёмная, непрозрачная.
Ряска у берега затянула листья кувшинки, как бывает в августе.
Дети, изображённые на холсте, из крестьянской семьи. Ноги
у детей босые, так всё лето ходили в деревне, чтобы беречь обувь. На старшей
сестре — обычная крестьянская одежда: немаркий сарафан темно-синего цвета,
холщовая сорочка с закатанными рукавами, фартук, как обязательный атрибут
костюма деревенских женщин. На голове — цветастый платок, сбившийся с головы,
ветер треплет его концы. Волосы пшеничного света,-длинные, забраны под платок,
но ветер растрепал их и девочка не поправляет причёску, руки её заняты. На шее
подростка висят незамысловатые бусы и такие же серьги в ушах, подчёркивающие,
что девочка считает себя взрослой девушкой, поэтому украшения ей необходимы.
Карие глаза, курносый нос и светлые волосы у детей подтверждают их родство.
Только у младшего брата они выцвели за лето на солнце и приобрели соломенный
оттенок. Подстрижены волосики неумелой рукой, чтобы не мешали малышу и не
доставляли хлопот старшим. На ребёнке то ли тёмненькая юбчонка и розоватая
кофточка, доставшиеся от старшей сестры, то ли короткие штанишки и курточка.
Крестьяне, особенно бедные, одевали детей в то, что можно носить. Мальчик
совсем маленький, на ручках ещё заметны перетяжки, пальчики пухленькие, да и
щёчки младенческие.
Маковский запечатлел момент, когда на ходу старшая
девочка оглядывается посмотреть на небо, в котором сгущаются тучи и, возможно,
сверкнула молния или прогремел гром. Деревенские жители всегда боялись грома,
считая, что боги гневаются. Вымокнуть под дождём не хотелось, так как одежда
могла испачкаться и испортиться, а её приходилось беречь бедным крестьянам.
Поэтому дети заторопились домой. Младший братик выглядит уставшим, испуганным,
он прижался к старшей сестре и крепко держит её за шею ручками. У старшей
девочки на лице не испуг, скорее опасение и тревожный расчёт. Она прикидывает,
успеют ли они добраться домой до начала дождя.
Брови нахмурены, взгляд сосредоточен, она понимает, что
на ней ответственность за младшего братишку. Наводит на размышление мысль,
почему дети боятся грозы, но не побоялись уйти одни в лес, так далеко от дома?
В лесу можно встретить плохих людей, которые могут обидеть, можно столкнуться
с опасным зверем: медведем, волком, кабаном, попасть в болото, провалиться в
яму, просто заблудиться. Может быть, было нужно набрать грибов, чтобы
приготовить обед. Или так принято было в деревне в те времена, дети росли, не
отделяя себя от окружающей среды — лес и река были частью их жизни, они
приспосабливались друг к другу. Природа учила и воспитывала детей, приобщая их
к своим богатствам. Поэтому ребята одни были в лесу, и только приближающаяся
гроза прогнала их, заставила вернуться домой. Художнику замечательно удалось
отразить на холсте все эмоции детей, гармонию стихийного явления и людских
чувств, поэтому изображённое надолго притягивает взгляд и не отпускает от себя.
Выставляется картина в Третьяковской галерее в Москве.
|