Сведений о жизни Михаила Шибанова, русского художника,
жившего во второй половине XVIII в., сохранилось крайне мало. Неизвестны ни год
его рождения, ни отчество. Известно, что он происходил из крепостных крестьян,
в 1783 г. получил вольную. Имеются документы, в которых Шибанов именуется
«живописцем его светлости» графа Григория Александровича Потёмкина, фаворита
императрицы Екатерины II. Также известно, что художник писал иконы для церквей
в южных городах России — возможно, туда его взял с собой Потёмкин. Кроме того,
Шибанов писал для частных заказчиков в Москве и Петербурге. До наших дней
дошло несколько картин, по отношению к которым авторство Шибанова не вызывает
сомнений. Это несколько портретов современников, в том числе Екатерины II, и
две жанровые картины из крестьянского быта — «Крестьянский обед» и «Празднество
свадебного договора». Тематика этих картин для своего времени уникальна — тогда
крестьян не принято было изображать на полотне.
Самое позднее сохранившееся свидетельство о жизни
Шибанова относится к 1789 г. Это просьба художника в канцелярию Екатерины II о
назначении ему жалования. Каких-либо данных об ответе не сохранилось.
На картине «Празднество свадебного договора» изображён
сговор двух семей о свадьбе их детей. В старину решения о браке детей принимали
родители. Дети должны были лишь следовать их воле. Сговор — это окончательная
договорённость, и расторгнуть её было почти так же невозможно, как и брак.
Сговор происходил в доме родителей невесты, на нём определялось время венчания,
обсуждалось приданое невесты, количество гостей и тому подобные моменты. Когда
отцы заключали соглашение, приглашали невесту, и мать подводила её к жениху со
словами: «Вот тебе суженая-ряженая, прошу любить да жаловать». После этого
молодые люди должны были взяться за руки, тем самым скрепляя договор родителей.
Именно этот момент и запечатлел художник. Фигуры жениха
и невесты занимают центральное место на картине. И если жениха частично
заслоняет от зрителя стол, то невеста изображена во весь рост, что позволяет
без помех полюбоваться её нарядом. Жених держит невесту за руку и нежно смотрит
на неё — сразу понятно, что девушка ему понравилась. Невеста скромно опустила
глаза, как и было положено девушке в те времена. Женщина за спиной невесты —
вероятно, её мать, которая, согласно обычаи), подвела дочь к жениху. Невеста в
левой руке держит платок — может быть, чтобы вытирать слёзы, которые полагалось
проливать, прощаясь с девичьей «волюшкой».
В левой части картины, под образами в красном углу, сидят
сваты и отцы жениха и невесты. Один из сватов поднялся с места и широким жестом
приглашает молодых людей сесть рядом с родителями — теперь, когда обо всём
договорились, начнётся пир, и будущие супруги тоже должны в нем участвовать. На
столе уже стоит угощение, в том числе и традиционный круглый каравай в центре.
Этот каравай должны разломить надвое в знак того, что договор совершился.
Кроме непосредственных участников сговора — родителей,
сватов и жениха с невестой — в комнате ещё много людей. Все они изображены в
правой части картины, там же, где виден вход. Кто-то сидит — вероятно, наиболее
почётные гостим, может быть, близкие родственники — большинство же стоит, с любопытством
глядя на происходящее. Это люди разного возраста — молодые и старые, в самом
низу в правом углу изображён маленький ребёнок. В старину сговор был событием
почти столь же крупным, как и сама свадьба, и праздновали его широко,
приглашали не только близких родственников, но и соседей, если достаток
позволял, то и всё село. А о том, что семья невесты имеет достаток, нетрудно
догадаться по наряду девушки. Художник старательно выписал затейливые узоры,
игра света говорит о том, что одежда невесты сшита из парчи. На шее у девушки
ожерелье, в ушах серьги, из-под подола платья выглядывают носки красных
сапожек. Мать девушки тоже богато одета, её головной убор украшен жемчугом, в
ушах у неё серьги.
Художник старательно изобразил головные уборы
присутствующих на сговоре женщин, и это неслучайно. В старину головной убор
мог многое рассказать о женщине. Головной убор замужних женщин отличался от
головного убора девушки.
Действие происходит внутри крестьянской избы. В интерьере
нет ничего особенно примечательного: тёмные стены, иконы в углу, под ними стол
и лавки. Зато живо показаны разнородные чувства, охватившие присутствующих.
Рядом с невестой и её матерью старушка в клетчатом платке опустилась на колени,
молитвенно сложив руки и глядя на иконы. По обычаю сговора, после достижения
соглашения полагалось помолиться всем вместе. Но остальные пока с этим не
торопятся. Мужчина в красном кафтане, сидящий спиной к зрителю на стуле —
вероятно, почётный гость — о чем-то оживлённо переговаривается с сидящей рядом
молодой женщиной в кокошнике. Наверное, это его жена. Мужчина, изображённый с
краю в левой части картины, держит на коленях бутылку с вином и кружку. Выражение
лица у него радостно-умиротворённое, он явно доволен, всё получилось, как он
хотел. По-видимому, это отец кого-то из молодых людей, которым вскоре предстоит
стать супругами.
Атмосфера праздничности, торжественности на картине в
немалой степени достигается благодаря живым, ярким краскам. Нарядная одежда
большинства присутствующих составляет контраст с потемневшими стенами избы.
Основные цвета в картине — коричневый, чёрный, красный, различные оттенки
зелёного. Коричневый — это фон, стены помещения и мебель, а также кафтан
крайнего слева мужчины. Это цветовое единство словно намекает, кто хозяин
этого дома и, соответственно, отец невесты. Красный цвет — это кафтаны гостя на
переднем плане и одного из сватов. Красный присутствует и на душегрейке невесты:
красные цветы в узоре сплетаются с чёрными листьями. На девушке красные
сапожки, хотя и не столь яркие. На мужчинах чёрные сапоги, сарафан и головной
убор матери невесты тоже тёмные, практически чёрные. Чёрными прямоугольниками
выделяются на стене иконы. В одежде жениха преобладают зеленовато-серый и
травянисто-зелёный цвета. Подол платья невесты зеленовато-золотистый, выглядит
слегка тускловатым — вероятно, из-за недостатка освещения в избе.
Картина насыщена не только действием, но и живо передаёт
чувства, переживаемые его участниками. Художнику удалось показать не только
торжественность момента, но также колорит эпохи, её дух.
|