Николай Петрович Богданов-Вельский — талантливый русский
художник. Он родился 8 декабря 1868 года, был внебрачным сыном батрачки. Он пoлучил
прекрасное образование, учился живописи в Императорской Академии художеств.
Значительное место в творчестве этого выдающегося
художника занимает тема крестьянства: быт семьи, традиции, жизнь детей. Его
картины «Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского», «У дверей школы»,
«Воскресное чтение в сельской школе» посвящены именно этой тематике. Не стало
исключением и известное полотно «Новые хозяева», на котором художник отражает
жизнь крестьянской семьи в бывшем помещичьем доме. Картина отражает тот период
времени в истории России, когда происходило повсеместное разорение дворян, а
новыми хозяевами барских покоев становились купцы или зажиточные крестьяне,
бывшие когда-то прислугой своих господ. Прообразом усадьбы, изображённой на
холсте, стало поместье Ушакова в селе Островно, расположенного на берегу озера
Удомля.
На картине изображена большая крестьянская семья во
время чаепития. На круглом столе, покрытом белоснежной скатертью со
светло-голубыми полосками, стоит начищенный до блеска самовар. Кроме него,
около каждого члена семьи стоят простые стаканы с чаем. Только маленький
мальчик пьёт чай из дорогой фарфоровой чашечки. Посередине стола лежат баранки.
В центре изображён глава семьи — мужчина преклонных лет,
с проседью в волосах и большой бородой, в бордовой косоворотке и чёрном
жилете. Он сидит уверенно и чинно пьёт чай из блюдца. Справа от него на стульях
из красного дерева расположились, по-видимому, его сыновья — старший и младший.
Они пьют чай из блюдец, одеты в простую крестьянскую одежду: суконные куртки,
косоворотки, штаны. Мужчины сидят неуверенно, в их позах чувствуется
скованность, ощущение неудобства и непривычности ситуации. Справа от главы
семейства сидит женщина средних лет в розовой кофточке, на шее висят бусы. Её
голова, покрытая синим платком, опущена вниз: женщина наливает чай из
маленького белого чайничка. Она имеет серьёзный вид, только на губах еле
заметна улыбка. Справа от неё сидят две молодые женщины, вероятно, жёны
сыновей. Они также одеты в традиционную крестьянскую одежду того времени:
простые кофты и длинные юбки.
Кроме взрослых за столом сидят ещё двое детей: белокурая
девочка лет шести и мальчик, чуть постарше её. Он одет в клетчатую
косоворотку, перехваченную на поясе ремнём, и простые короткие штанишки. Босые
ноги мальчика неуверенно расположились на перекладине стула. Дети скованы
больше остальных: мальчик, изображённый на переднем плане, согнулся, поджал под
себя босые ноги и, как будто спрятался ото всех. Возможно, раньше он не смел и
зайти в барские покои, выполняя работу во дворе, а теперь сидит за бывшим
хозяйским столом и чувствует себя неуверенно.
Несмотря на простоту одежды, нельзя не заметить, что она
добротна, чиста и аккуратна, без дыр и заплаток. По всей видимости, перед нами
— зажиточные крестьяне, которые оказались в состоянии выкупить бывшие барские
покои и теперь являются полноправными новыми хозяевами. Тем не менее, даже
такое одеяние находится в контрасте с богатым убранством комнаты с колоннами.
На стене висит картина в тяжёлой золочёной раме, слева от неё располагаются
красивые напольные часы, мебель добротная, изысканная и дорогая. Сквозь
широкое створчатое окно проникает достаточно света. Нет занавесок и можно
увидеть, что на улице стоит ясный осенний денёк: небо голубое, чистое и безоблачное,
на дереве осталось мало листвы, земля покрыта жёлто-зелёным ковром.
Жанровые картины, как «Новые хозяева» Н. П. Богданово-Бельского помогают узнать жизнь и быт людей другого времени,
проникнуться духом той эпохи, которая изображена, и лучше понять историю своей
страны. |