Николай
Павлович Ульянов (1874-1949) родился в городе Елец (на территории современной
Липецкой области) в семье фельдшера. В юности учился в иконописной мастерской,
затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учителей
были такие выдающиеся живописцы, как Н. Н. Гё, В. А. Серов.
В
работах Николая Павловича нашли продолжение богатые традиции русской живописи;
одновременно он проявил значительный интерес к символистским тенденциям. Одним
из немаловажных этапов творчества Ульянова стало многолетнее сотрудничество с
Московским Художественным Академическим театром, знаменитым МХАтом, который в
то время возглавлял не менее знаменитый Константин Сергеевич Станиславский
(1863-1938). Так что появление портрета Станиславского кисти Ульянова является
вполне закономерным.
Константин
Сергеевич Алексеев (фамилия Станиславский, под которой он прославился —
сценический псевдоним) родился в семье известного в то время промышленника. В
юности увлёкся театром, нашёл признание как незаурядный актёр. Однако в большей
степени стал известен как режиссёр созданного им совместно с В.И.Немировичем-Данченко Московского Художественного театра, позже МХАТ.
Станиславский
и Немирович-Данченко открыли новую манеру исполнения пьес, среди которых в особенности
выделяются произведения А. П. Чехова, М. Горького и др., создали новые приёмы,
позволяющие раскрыть духовный мир персонажей. Согласно концепции основателей
МХТ, спектакль должен представлять собою единство актёрской игры, работы декораторов,
осветителей, специалистов по звуковому оформлению.
Сам
имея немалый опыт игры на сцене, Станиславский разрабатывал принципы работы с
ролью и пьесой, которые опробовались в созданной им при МХТ
Студии, где занималась молодёжь, увлечённая театральным искусством.
Знаменитая
«система Станиславского» нашла многочисленных сторонников во всём мире и
остаётся эталоном сценического мастерства и до сих пор. Его принципам следовали
Чарли Чаплин, Мэрилин Монро и др., а из наших современников — Роберт де Ниро,
Аль Пачино, Джонни Депп и др.
Портрет
Станиславского Ульянов написал в 1947 г., когда знаменитого теоретика театра
уже не было в живых. За эту картину художник получил высокую государственную
награду — Сталинскую премию III степени.
Станиславский
изображён в своём рабочем кабинете. Режиссёр МХТ одет в чёрный костюм, белоснежную
рубашку украшает галстук-бабочка. Но несмотря на торжественность одеяния, этот
портрет далёк от парадных портретов, на которых изображённый человек застыл в
положении позирующего идола. Станиславский непринуждённо сидит вполоборота к
зрителю в большом кресле, положив ногу на ногу и погрузившись в раздумье,
скорее даже полулежит. На коленях у него раскрытая записная книжка, в правой
руке карандаш или ручка, чтобы записывать мысли, показавшиеся удачными.
Слева
мы видим фрагмент письменного стола, справа — небольшой круглый столик,
покрытый скатертью. На письменном столе — два ящичка, на переднем плане
колокольчик, на дальней ящичке, большем по размеру, намечены небольшие статуэтки
чёрного и белого цвета. На маленьком круглом столике стоит поднос, на подносе —
стакан с чаем или кофе, блюдце с пирожным или бутербродом. В стакане намечена
чайная ложечка. К спинке кресла рядом с сидящим Станиславским прислонена стопка
каких-то папок или альбомов — вероятно, тексты пьес, эскизы декораций, костюмов
и т. п.
Обстановка,
изображённая художником, вполне отвечает названию картины: человек, которого мы
видим, полностью погружён в работу, он так занят, что ему некогда оторваться от
дел даже затем, чтобы спокойно поесть, он перекусывает между делом.
Мы
видим на портрете человека немолодого — макушка его лишена волос, а те волосы,
которые остались, полностью поседели. Даже брови седые, совсем белые. И в то же
время Станиславский, которого Ульянов запечатлел таким, каким, вероятно,
помнил его в последние годы жизни великого режиссёра (а тот скончался в
возрасте 75 лет), отнюдь не производит впечатления дряхлого немощного старца.
Возможно, в позе и ощущается некоторая усталость — известно, что в пожилые годы
Станиславский страдал от множества болезней, однако стоит взглянуть на лицо —
это волевое лицо человека, полного замыслов и стремления воплотить их в жизнь.
Художник изобразил лицо Станиславского в профиль. Чётко видны линии высокого
лба, крупного носа с едва заметной горбинкой, слегка выступающего подбородка.
Губы чуть тронуты лёгкой улыбкой, вызванной некой мыслью. Тени у носа и уголка
рта обозначают морщины. Но, столь тщательно выписав скульптуру лица, художник
оставил в тени полузакрытые глаза Станиславского, вернее, правый глаз, который
виден зрителю. Скорее всего, с помощью этого приёма художник хотел
подчеркнуть, что во время работы взор его модели направлен не на внешний мир, а
«внутрь», в миры, видимые лишь творческим людям.
Стоит
немного коснуться и цветовой гаммы, в которой написан портрет Станиславского.
Картина выполнена в чёрно-бело-сине-коричневых тонах. Мрачноватый колорит
призван подчеркнуть глубину и силу замыслов человека, изображённого на ней.
Художник использовал распространённый приём контраста: чёрный костюм
контрастирует со светлым креслом, служащим фоном для фигуры Станиславского, а
также с его белой рубашкой и страницами раскрытого блокнота.
Рыжевато-коричневые акценты по обеим сторонам картины — скатерть на круглом
столике и ящичек на письменном столе. В верхнем левом углу картины преобладает
синий цвет.
Портрет
Станиславского сейчас хранится в Третьяковской галерее в Москве.
|