Об Олеге Павловиче Марушкине (1938) удалось найти не так
много информации. Учился в Академии Художеств в Ленинграде (Петербург), из
которой вышло немало выдающихся художников. Создал эскизы росписи «Праздник на
Неве» для банкетного зала гостиницы «Невская» в Ленинграде.
Картина «Стригунок» — по-видимому, наиболее известная
работа художника. На ней изображены жеребёнок и мальчик, который протягивает
ему лакомство. Их фигуры, написанные крупным планом, занимают центр полотна.
Слово «стригунок» означает и подростка, и годовалого
жеребёнка, которому подстригли гриву. На картине Марушкина грива у коня
действительно подстрижена. Название картины, скорее всего, относится именно к
жеребёнку.
Основным фоном служит безоблачное голубое небо. Земля —
узкая полоса с несколькими кустиками трав. В правом углу картины у горизонта
виднеется крохотный силуэт бегущей лошади. Он написан серо-голубой краской и
поэтому кажется призрачным.
Главные персонажи картины, напротив, выглядят почти
ощутимыми, близкими. Жеребёнок стоит боком к зрителю. Его рыжевато-коричневая
шкура лоснится тёмными пятнами. Морду он повернул к мальчику. Тот сидит на
земле спиной к зрителю, чуть развернувшись к морде жеребёнка. Это
мальчик-подросток, может быть, ему лет двенадцать. Одну ногу он подвернул под
себя, видна подошва ступни, другая нога согнута в колене, ступня стоит на
земле. Художник тщательно выписал босую ступню мальчика, большие кисти рук — в
одной угощение для коня, другой мальчик опирается о землю. Светло-рыжие волосы
мальчика коротко подстрижены. Из одежды на нём только потёртые штаны. У него
худенькие острые плечи, на спине торчат лопатки. Лицо мальчика изображено в-
профиль. В нем нет ничего особенного, но весь его облик производит впечатление
какой-то трогательной незащищённости. Возможно, в драке со сверстниками он
неплохо может постоять за себя. Видно, что он не изнежен, как и большинство
деревенских ребятишек — одет легко, хотя жары в картине не ощущается, сидит на
земле, чего городским детям часто не позволяют, самостоятельно заботится о
животном. Чувствуется, что он доверчив и открыт миру — в этом-то и кроется,
по-видимому, ощущение ранимости и беззащитности, которое возникает при взгляде
на картину.
И жеребёнок под стать мальчику — такой же трогательный,
угловатый, немного неуклюжий, с широко раскрытыми глазами. Он доверчиво
тянется к руке мальчика, протягивающего ему несколько стебельков — может,
растение, которое маленький конь особенно любит — и кусочек хлеба.
Чем-то они похожи, этот юный человек и молоденький конь.
И не только внешней угловатостью, их роднит что-то большее. Ведь и жеребёнок,
точно так же, как человеческий ребёнок, доверчиво смотрит на окружающий мир, он
так же, по сути, беззащитен, хотя может быстро бегать, хотя у него сильные
копыта и зубы.
Окружающий мир художник изобразил в голубоватых тонах,
отчего всё вокруг кажется немного нереальным, призрачным, как и бегущая лошадь
вдали. Не только небо голубое — в голубоватых тонах выписаны стебельки трав, и
над землёй словно стелется прозрачный голубоватый туман. А фигуры жеребёнка и
мальчика написаны живо и убедительно, они-то реальны, в противовес плывущей
призрачности. Этому ощущению способствуют и тёплые тона, контрастирующие с
холодным фоном — рыжевато-коричневая шерсть жеребёнка, розовая кожа и рыжие
волосы мальчика.
Голубоватый фон картины создаёт ощущение холода,
звенящей утренней свежести. И дружба мальчика и коня, наверное, должна хоть
немного согревать их обоих.
|