Павел
Андреевич Федотов (1815-1852) родился в Москве в семье бедного чиновника. В
11-летнем возрасте был определён в воспитанники Первого Московского кадетского
корпуса. Получив офицерское звание, переселился в Петербург. Увлёкся рисованием,
стал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств. В свободное время
также много рисовал, в основном портреты сослуживцев и знакомых. Особенно
удавались Федотову изображения великого князя Михаила Павловича Романова, брата
императора Николая I. Художественный дар молодого офицера был замечен великим
князем, а благодаря ему — и самим императором, который распорядился
«предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить
себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».
Федотов
не сразу решился воспользоваться этой возможностью. Но, по-видимому, желание
посвятить себя живописи было достаточно сильным, и в 1844 г. он вышел в
отставку в чине капитана с правом носить военный мундир. Денег, которые
художник получал из казны, не хватало, он оказался в ещё более трудном
материальном положении, чем раньше. Помимо расходов на жизнь и приобретение
необходимых материалов приходилось ещё помогать отцу. Тем не менее Федотов был
твёрд в стремлении сделаться настоящим художником.
Картина
«Сватовство майора» принесла автору известность и звание академика, а также
некоторое улучшение материального положения. Эта работа снискала похвалы
признанных мэтров искусства, таких, как К. П. Брюллов.
Интересно,
что сам художник написал к своей картине стихотворное объяснение, которое в
немалой степени способствовало росту популярности «Сватовства майора». Федотов
нередко писал стихи, связанные со своими картинами, а также на другие темы. Его
поэтическое творчество сильно уступает живописному, да и сам художник не
относился к своим стихам серьёзно. Самым удачным стихотворным произведением
художника его друзья считали именно объяснение к «Сватовству майора».
Многие
специалисты сходятся во мнении, что художественное творчество Федотова стоит у
истоков критического реализма в живописи. Сюжеты для своих работ он находил в
повседневной жизни. Тонко подмечал гротескные, карикатурные детали, чрезвычайно
точно воспроизводил мельчайшие подробности обстановки.
Замысел
картины «Сватовство майора» появился у художника в конце 18040-х гг. Сюжет её
таков. Офицер в звании майора, не имеющий капитала и поместья, решает улучшить
своё материальное положение, женившись на дочери богатого купца.
Предварительные переговоры он поручает свахе, как было принято в те времена.
Убедившись в том, что родители девушки благосклонно смотрят на его кандидатуру,
он является в их дом лично, чтобы сделать официальное предложение.
На
выставке в Петербурге в 1848 г. картина имела большой успех. Иногда автор лично
давал стихотворные пояснения к своему произведению:
Начинается, начинается рассказ
О том, как люди на свете
живут,
Как иные на чужой счёт жуют.
Сами работать ленятся,
Так на богатых
женятся.
Действие
происходит в типичной для того времени комнате купеческого дома. С покрытого
росписью потолка свисает массивная люстра. На стенах — картины, блестит
навощённый паркетный пол. Как вспоминал один из близких друзей художника,
Федотов долго искал подходящий интерьер.
В
комнате спешно идут последние приготовления к встрече жениха. В левой части
картины — стол, на котором уже расставлено угощение, служанка как раз ставит
блюдо с большим пирогом. За спиной служанки перешёптываются работник и
приживалка.
Центральную
часть картины занимают фигуры двух нарядно одетых женщин — невесты и её матери.
На
девушке белое платье из тонкой лёгкой ткани, украшенное вышивкой. Волосы
спереди гладко зачёсаны, на затылке свёрнуты узлом и убраны в сетку. Тщательно
выписаны украшения: жемчужное ожерелье, браслеты, серьги. На полу у ног
невесты лежит уроненный кружевной платочек — в порыве смущения, впрочем,
скорее желания продемонстрировать робость, она убегает из комнаты.
Мужчина, чужой!
Ой, стыд-то какой!
Однако
мать удерживает дочь за подол пышного платья. Мать невесты — это типичная
купчиха, дородная и деловитая. На ней платье из золотистого шёлка, сверху
наброшена светлая шаль. Лишь на голове — не чепчик, а старомодный платочек,
завязанный на затылке.
Художник
мастерски передал блеск шёлка, в который одета купчиха, и прозрачность ткани,
из которой сшит наряд её дочери.
В
правой части картины изображён хозяин дома, отец невесты — седобородый купец,
который торопливо застёгивает темно-серый сюртук.
Как хозяин-купец,
Невестин отец,
Не сладит с сюртуком;
Он
знаком больше с армяком.
Как он бьётся, пыхтит,
Застегнуться спешит:
«Нараспашку принять — неучтиво!»
К
купцу с радостной вестью обращается только что вошедшая сваха. Её лица почти не
видно — оно обращено к хозяину дома. На свахе нарядный шушун из узорной алой
парчи. Дверь, в которую вошла сваха, распахнута, и в проёме видна фигура
жениха, одетого в парадный военный мундир, при шпаге.
Майор
толстый, бравый,
Карман дырявый.
Крутит свой ус:
«Я, дескать, до денежек
Доберусь...»
Все
лица, обстановку, даже её мельчайшие детали художник искал в реальной жизни. В
роли майора позировал один из знакомых художнику офицеров. С трудом удалось
найти подходящий типаж купца, а потом уговорить его позировать — тот долго отнекивался,
говоря, «нельзя, батюшка, грех». Даже кулебяку, пирог, который ставит на стол
кухарка, Федотов писал с натуры, покупая на последние деньги.
Долгое
время считалось, что художник высмеивает персонажей «Сватовства майора», а
вместе с ними и подобных им представителей купечества и дворянства. Но не всё
так однозначно. Если присмотреться повнимательнее к персонажам картины, легко
заметить, что все они по-своему симпатичны, чувствуется доброе, хоть и немного
ироничное отношение к ним художника. А как тонко передал Федотов ощущение
домашнего уюта! Не случайно на переднем плане картины изображена кошка —
обыкновенная кошка, серая с белым, которая умывается, равнодушная к суете
вокруг.
Герои
картины Федотова — это живые люди, со своими достоинствами и слабостями. Может,
не лучший выбор делает купец, собираясь выдать дочь за майора, который по
возрасту годится ей в отцы и зарится на богатство. Но купец-то искренне
полагает, что печётся о счастье дочери — став женой дворянина, она повысит свой
социальный статус, войдёт в круг «благородных», куда купцам, несмотря на
богатство, иного пути нет. Так что «Сватовство майора» — не просто усмешка,
забавный анекдот, а подлинная жизнь, где нет только чёрного и белого, где все
полутона и игра света.
Интересно,
что этот сюжет глубоко затронул воображение художника: Федотов даже сделал
зарисовку- »продолжение», где изобразил визит молодожёнов к родителям, которые
обнимают зятя и дочь.
|