Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956) родился на
Украине, в городе Славянске Харьковской губернии (современная Донецкая
область), в дворянской семье. Первые уроки живописи получил в рисовальной
школе в Харькове. Впоследствии посещал вечерние занятия в Московской
государственной художествен- но-промышленной академии имени С. Г. Строганова.
Учился и во Франции, в академии Р. Жюльена в Париже, а затем в Петербургской
Академии художеств.
Кончаловский был одним из основателей творческого
объединения «Бубновый валет», члены которого взяли за образец творчество
французского художника-постимпрессиониста П. Сезанна, воспринимавшего живопись
как средство познания мира. Также члены «Бубнового валета» тяготели к таким
направлениям, как фовизм и кубизм. Основными характерными чертами этих
направлений являются, соответственно, использование ярких красок, передача
эмоций с помощью цвета, и эксперименты в изображении формы предметов. Кроме
того, художники из «Бубнового валета» обращались к традициям русского народного
творчества, в частности, лубочных картинок и народной игрушки.
Немалое влияние на Кончаловского оказало и творчество
его тестя, знаменитого русского живописца В. И. Сурикова. Известно также, что
Кончаловский высоко ставил мнение своей супруги, Ольги Васильевны, и если дочь
Сурикова не одобряла картину, её муж решительно переписывал работу.
На протяжении жизни художественные предпочтения Кончаловского
не оставались неизменными. После революции 1917 г. художник отошёл от принципов
«Бубнового валета», его манера живописи стала более реалистической. Однако цвет
по-прежнему играл важную роль в его картинах, именно с помощью цвета художник
стремился передать ощущение радости жизни.
Кончаловскому, по сравнению со многими другими людьми
искусства того времени, посчастливилось сохранить относительную независимость,
избежав острых конфликтов с властью и господствующей идеологией. Он удостоился
и высоких государственных наград (Сталинская премия, 1943), хотя отказался писать
портрет И. В. Сталина, обосновав это тем, что он реалист и не работает по
фотографии. Персональная выставка работ Кончаловского состоялась в СССР лишь
после смерти «вождя народов».
Картина «Сирень в корзине» датирована 1933 г. Это
непростое время, и не только для России, где как раз прошла коллективизация и
под предлогом борьбы с «врагами народа» развёрнуты небывалые по масштабам
репрессии. А в Германии нацисты одержали победу на выборах, и вскоре весь мир
содрогнётся под тяжёлой поступью «Третьего рейха».
Но из мира, несмотря на кровавые и мрачные события
зловещей эпохи, не исчезла вечная и древняя красота, и об этом напоминает нам
Кончаловский своей «Сиренью». Каждую весну цветёт сирень, быстро и незаметно
вянут и опадают её пышные кисти; но в том и видели своё предназначение
художники- импрессионисты, традиции которых воспринял Кончаловский, чтобы
запечатлевать переменчивость мира, чувства, которые она пробуждает.
Композиция картины «Сирень» проста и лаконична. Кроме
букета в корзине, который заполняет практически всё пространство картины, на
полотне не изображено никаких других предметов. Легко заметить, что
изображение ориентировано горизонтально, что оптимально для выбранной
композиции.
Посредством цветового контраста чётко разграничены
основной фон и поверхность, на которой стоит корзина с цветами. Основной фон —
бледно-зелёный, с тенями более тёмного оттенка и желтоватыми бликами,
поверхность — темно-серая, почти чёрная. Своего рода цветовым связующим звеном
выступает корзина: зеленовато-серая, она светлее поверхности, но темнее фона.
Художник изобразил на картине кисти сирени разных
цветов. Очевидно, букет составлялся продуманно. Две лиловые кисти в центре,
одна слева, две.справа. Между ними и на переднем плане — ветки с голубоватыми
цветами. Также в букете есть цветы бледно- сиреневого оттенка и белые. Оживляет
букет зелень листьев, местами почти сливающихся с фоном.
В качестве одной из особенностей картины следует отметить
нечёткость, размытость изображения. Художник не ставил перед собой задачу чётко
изобразить отдельные цветки, он стремился, в соответствии с традициями
импрессионистов, запечатлеть общее впечатление от букета, от мимолётной
цветочной пены, что опадёт через несколько дней...
|