Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944) родился в
семье польского дворянина, лишённого своих владений в результате мероприятий,
направленных против участников Польского восстания 1863 г. И сочувствующих им
представителей белорусско-польской шляхты. Исследователи пришли к выводу, что
отец будущего художника, скорее всего, не принимал непосредственного участия в
восстании. Однако он не сумел выплатить контрибуционные сборы, введённые
правительством Российской империи в мятежной Польше, поэтому лишился
наследственных прав на родовое поместье и стал всего лишь арендатором.
Хотя эти события — крах Польского восстания, утрата
родовых владений, высылка братьев отца — произошли до рождения будущего
художника, связанные с ними переживания оставили в его душе глубокий след.
Детство будущего художника прошло в бывшем родовом
имении отца в Гродненской губернии. В 1892 г. молодой человек против воли отца
поехал в Москву, решив стать художником. Поступил в Училище живописи, ваяния и
зодчества, где учился у знаменитого И. И. Левитана. Влияние этого незаурядного
мастера пейзажа особенно сильно ощущается в ранних работах Жуковского.
Вскоре молодой художник стал участвовать в выставках
передвижников. Жуковский много путешествовал по России и Украине, где находил
сюжеты для многих своих картин.
В начале XX в. Жуковский уже приобрёл значительную
известность, его работы пользовались спросом среди коллекционеров. Жуковский
работал и как преподаватель, организовал в Москве двухгодичную художественную
школу. Интересно, что в этой школе учился рисованию поэт В. В. Маяковский.
После революции 1917 г. работал в Комиссии по охране
памятников искусства и старины. При этом продолжал писать картины.
В 1923 г. Жуковский выехал в Польшу. Когда в конце 20-х —
начале 30-х гг. XX в. в Европе разразился экономический кризис, друзья
настойчиво уговаривали художника вернуться в Советский Союз. Но Жуковский
остался в Польше. Это решение оказалось роковым: во время Второй мировой войны
он был арестован нацистами и умер в концентрационном лагере близ Варшавы.
Живой памятью об этом художнике остаются его картины,
которые хранятся во многих музеях России, Беларуси и Польши, а также в частных
собраниях. С. Ю. Жуковский является одним из наиболее выдающихся
пейзажистов-импрессионистов конца XIX — первой трети XX вв. Основной своей задачей
художники-импрессионисты видели в том, чтобы передавать на полотне ощущения и
чувства, вызываемые окружающей действительностью.
Жуковский обычно писал свои пейзажи с натуры. Его работы
характеризуются яркостью, насыщенностью цветовой гаммы. Существенную роль в
своих картинах художник отводил свету.
Излюбленные мотивы картин Жуковского — это старинные
парки и интерьеры усадеб. В интерьерах часто делался акцент на распахнутые
окна, из которых открываются виды на пейзажи парков.
Сюжет картины «Брошенная терраса» достаточно типичен для
Жуковского: интерьер, правда, «внешний» по отношению к дому, на фоне
великолепного осеннего пейзажа. Взгляд брошен именно со стороны дома, поэтому
самого его на картине не видно.
Художник запечатлён уголок террасы — приподнятой над
землёй открытой площадки, пристроенной к дому. Терраса обнесена белым
ограждением, в левой части картины видно, что ограждение уходит вниз вдоль
лестницы. Чувствуется, что терраса устроена достаточно высоко над поверхностью
земли. У ограждения стоят такие же белые, как и оно, садовые скамейки со
спинками подлокотниками, одна побольше, другая поменьше, кажущаяся рядом с ней
почти игрушечной. Между скамейками стоит небольшой складной белый стульчик. В
центре картины — большой белый стол, возле него ещё два стула друг напротив
друга. На столе в большой банке с водой — пышный букет из жёлтых цветов, словно
в тон осенней листве на деревьях. Несколько цветущих веток лежит на столе —
чувствуется, что кто-то только что составлял букет, но что-то вынудило спешно
оставить это занятие.
Стол усеян жёлтыми лепестками, светлый дощатый пол
веранды — опавшими осенними листьями. Ворох жёлтых листьев лежит на стуле,
изображённом в левой части картины. Может быть, их бросил туда ветер, может,
кто-то собирал целенаправленно.
Фоном картины служит зелёно-жёлтый пейзаж — осеннее
золото на берёзах чередуется с вечнозелёными елями. Вершин многих деревьев не
видно, они «срезаны» рамой, что усиливает впечатление от их высоты. Небо
голубыми осколками проглядывает среди ветвей. В картине много света —
чувствуется, что день ясный и солнечный, возможно, один из последних тёплых
осенних дней так называемого «бабьего лета», следом за которыми приходят холода
и затяжные дожди...
Блики света скользят по белой садовой мебели, по светлому
полу в золотых пятнышках-листьях.... Как истинный импрессионист, художник
мастерски запечатлел не только красоту осеннего дня, осеннего пейзажа, но и
настроение, которое они вызывают — умиротворение и тихую грусть... |