Станислав Юлианович Жуковский (1873-1944) родился в семье
польского аристократа в поместье Ендриховичи Гродненской губернии. Отец будущего
художника происходил из знатной семьи, однако в результате мер, направленных
против участников Польского восстания 1863 г., лишился дворянских прав и
поместий, превратившись в простого арендатора.
Ещё в детстве мальчик увлёкся рисованием, а, повзрослев,
принял решение стать художником. Отец отрицательно воспринял такой выбор сына,
но того это не остановило, и он уехал в Москву, где поступил в Училище
живописи, ваяния и зодчества. Наставником С. Ю. Жуковского был знаменитый
мастер пейзажа И. И. Левитан, чьё влияние сильно ощущается в ранних работах
его ученика.
Вскоре Жуковский примкнул к «Товариществу передвижных
художественных выставок», стал активно участвовать в его деятельности,
экспонируя свои произведения.
Уже в 90-х гг. XIX в. молодой художник приобретает всё
большую известность. Его картина «Лунная ночь», за которую Жуковский получил
большую серебряную медаль и звание классного художника, была приобретена
знаменитой Третьяковской галереей, что само по себе уже являлось актом
признания.
Жуковский немало поездил по России и Украине. Как и
Левитан, обычно не делал эскизов, сразу писал с натуры.
В 1907 г. Жуковскому было присвоено звание академика, и
он стал преподавать, обучать живописи молодое поколение. Создал собственную
художественную школу в Москве, где срок обучения составлял 2 года. Эта школа
действовала до революции 1917 г., в ней в числе других даровитых учеников
обучался В. В. Маяковский, поэт и художник-плакатист.
После революции 1917 г. С. Ю. Жуковский некоторое время
работал в составе Комиссии по охране памятников искусства и старины.
В 1923 г. художник выехал в Польшу, бывшую некогда частью
Российской империи, а теперь самостоятельное государство. В начале 30-х гг.
друзья, оставшиеся в СССР, уговаривали его вернуться, но художник остался на
своей исторической родине. Дальнейшая его судьба сложилась трагически: во время
Второй мировой войны, когда Польша была оккупирована нацистами, Жуковский был
арестован и умер в концлагере близ Варшавы.
Творчество С. Ю. Жуковского оставило заметный след в
русской живописи конца XIX — начала XX вв. Основными мотивами работ художника
являются пейзажи поместий и интерьеры усадеб, из окон которых открываются
живописные виды. В творчестве Жуковского выражены тенденции импрессионизма —
направления в искусстве, ставившего целью отражение мимолётных настроений и
чувств, связанных с окружающим миром.
Сюжет картины «Перед террасой» достаточно типичен для
кисти Жуковского. Собственно террасы мы не видим — с неё открывается вид,
запёчатлённый художником. Центр картины занимает стол, накрытый для чаепития.
Фоном служит простой и в то же время завораживающий своей красотой пейзаж: справа,
в непосредственной близости от стола, кусочек рощи, слева — уходящая вдаль
синяя лента речки, скользящая среди извилистых берегов, поросших лесом. Роща смешанная,
высокие сосны перемежаются с лиственными деревьями. Вдоль берега темнеют
молоденькие ёлочки.
Накрытый белоснежной скатертью стол с расставленной на
нём посудой — живописный натюрморт, написанный в обрамлении не менее
живописного пейзажа. На столе — блестящий золотистый самовар, на котором
играют солнечные блики, большой белый кувшин с букетом ярко-жёлтых цветов, ваза
с не менее красочными фруктами, белый молочник, чайные чашки, стеклянные
стаканы, банка с вареньем. В правом переднем углу стола, чуть поодаль от
остальной посуды, большая белая миска — возможно, с водой для ополаскивания
рук. У стол — три кресла из ярко- красного дерева, сиденья обиты
зеленовато-серой материей. За самым дальним креслом — большой куст, обильно
усеянный белыми цветами. На двух других креслах, тех, что ближе к зрителю,
небрежно брошены большие расписные платки. Платок слева — красные цветы на
белом фоне, справа — на темно-синем. Чувствуется, что здесь только что были
люди — возможно, собеседницы просто прошли в сторону, чтобы немного прогуляться
и полюбоваться окружающей природой.
Картина написана яркими, сочными красками: насыщенные
оттенки зелёного, глубокая синева реки, резкая белизна скатерти,
огненно-красное дерево кресел и алые мазки цветов на шалях, полыхающий
«костёр» жёлтого букета. Эти краски и то, как написана картина — уверенно,
жизнерадостно, убедительно — помогают передать настроение солнечного летнего
утра, прозрачной свежести, когда солнце ещё не успело прогреть воздух и землю.
Не случайно же невидимые дамы набрасывали шали — но, по-видимому, становится
теплее, и платки стали не нужны.
В траве на переднем плане картины, перед столом,
виднеются опавшие жёлтые листья. По-видимому, художник запечатлел момент
позднего лета, ведь на деревьях жёлтых листьев пока нет. В картине много света,
что усиливает впечатление яркости и свежести. А накрытый стол и платки создают
атмосферу неспешной, доверительной беседы — не только разговора незримых
обладательниц нарядных шалей, но и безмолвной беседы, которую художник ведёт со
зрителем...
|