Картина «Девочка с персиками» написана Валентином
Серовым в 1887 году, когда художнику было всего 22 года. Это одна из первых его
работ такого масштаба, сразу завоевавшая симпатию и признание публики, а также
всего художественного сообщества. Писалась картина в усадьбе известного
предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова, располагавшейся в селе Абрамцево.
Художник часто и подолгу гостил у Мамонтовых в этом селе, был знаком и дружил
со всеми членами большой семьи. В тот приезд он увидел что-то в лице Верочки
Мамонтовой, дочери Саввы Ивановича, что ему захотелось немедленно нарисовать её
портрет. В. Серову очень хотелось, по его словам, рисовать «отрадное» на своих
картинах. И ему это удалось. Первоначально называлась картина «Портрет В. М.»,
но затем с лёгкой руки художника И. Грабаря, получила известность под названием
«Девочка с персиками».
Веруша Мамонтова была очень непоседливым, живым
ребёнком, любила подвижные игры. Однажды Серов подсмотрел момент, когда во
время игры в казаки-разбойники, Верочка залетела в столовую, взяла в руки
персик и присела к столу. Именно так захотелось изобразить девочку на своём
полотне художнику. Он долго уговаривал её. Когда Вера согласилась, ей пришлось
целый месяц терпеливо позировать другу семьи.
«Девочка с персиками» не просто портрет девочки — это
соединение портрета, пейзажа, интерьера и натюрморта. Гармоничное сочетание
всех компонентов и придаёт цельность и привлекательность полотну. В центре, в
нетерпеливой позе сидит 12-летняя девочка в розовой кофточке, украшенной синим
в белый горошек бантом. В руках она держит персик. Она забежала в столовую,
чтобы съесть его и немного отдышаться. Темно-каштановые, необыкновенно густые
волосы её растрёпаны, она много бегала во время игры. Выделяются на лице
брови. Чёрные и густые в виде полумесяца, они почти сходятся на переносице.
Яркие губы сжаты, как будто девочка только что закончила говорить. Она словно
ждёт сигнала, по которому ей можно будет вскочить, убежать и продолжить игру.
Кожа у девочки нежная, бархатистая, про такую говорят — персиковая. На щеках
играет хороший, здоровый румянец. Но самое главное в этом портрете — тёмные с
синеватыми белками глаза. Они настолько выразительны, что хочется вглядываться
в них долго и находить все новые и новые оттенки и смысл. Ждущий и зовущий в
какие-то неведомые дали взгляд тёмных, похожих на маслины, глаз выдаёт в
подростке незаурядную натуру, неукротимую энергию, ум, детскую чистоту и невинность.
Осанка девочки показывает, что ей присуще чувство собственного достоинства,
благородство. Она нисколько не смущается тем, что в данный момент она является
натурщицей, и с неё пишут портрет, на который потом будут смотреть сотни людей.
Она просто делает одолжение своему другу, позируя ему. Чувствуется, что
девочка безоблачно счастлива в этом доме, окружена любовью и заботой родных и
близких людей, живёт в гармонии с людьми и окружающей природой.
Девочка сидит за столом, накрытым белоснежной скатертью.
Её цвет подчёркивает загар на детских руках, полученный за лето, проведённое в
усадьбе. Рядом с ней лежит серебряный нож, персики и жёлтые увядающие кленовые
листья. Персики свежие, так как выращены садовником в местной оранжерее Мамонтовых.
Возможно, Вера сама и нарвала их, забежав в оранжерею, поэтому они лежат не в
вазе, а просто разбросаны по столу.
Тщательно выписана мебель в столовой: добротные стулья
красного дерева и столик и даже фигурка солдатика за спиной у девочки. В
простенке висит керамическая тарелка, изготовленная кем-то из гостивших в доме
художников. Видна небольшая часть дверного проёма с открытой дверью, что как бы
увеличивает окружающее девочку пространство. А пространство — комната и часть
сада за окном — пронизано светом солнечного осеннего дня и насыщено воздухом.
Особенно удалось художнику передать наполненность места воздухом и светом.
Благодаря солнечному свету, льющемуся из окна, всё белое имеет разнообразные
оттенки — скатерть, стены и белая рама окна. Розовый, голубой, жёлтый тона
присутствуют на белом. Даже темно синий бант оставляет на розовой кофточке сиреневые
и голубоватые тени. Блики света играют на всех предметах интерьера, даже на
металлическом подсвечнике, стоящем на подоконнике. В него вставлена свеча,
которую зажигали по вечерам, так как электричества в конце девятнадцатого века
в селе, наверное, ещё не было. За окном видны деревья в саду. По окраске
листьев можно определить время года — это конец лета или начало осени.
Всё, изображённое на этой картине кажется тёплым и
живым. Тёплые тона, которыми написана девочка, на фоне холодного белого
подчёркивают её естественную жизненность. Даже бант на блузке похож на
присевшую бабочку, готовую вспорхнуть и улететь. Прелестная свежесть девичьего
лица, простота сюжета делают картину приятной и понятной большинству зрителей.
Но, вместе с тем, так передать загадку женского взгляда, несущего в себе уйму
смысловых оттенков, мог только великий художник. Это придаёт картине
очарования и привлекательности.
Портрет после выставки в Москве, долго висел в этой
столовой на стене, затем был передан в Третьяковскую галерею, где и
экспонируется до настоящего времени. А в Абрамцево, где сейчас музей, висит
копия картины. |