Василий
Андреевич Тропинин (1776-1857) родился в семье крепостных, которые
принадлежали графу А. С. Миниху, в принадлежащем графу селе Карпово в
Новгородской губернии. Отец будущего художника был управляющим графского имения
и за добросовестную службу получил вольную, однако дети его остались
крепостными и перешли в собственность графа И. И. Моркова в числе прочего
имущества, которое Миних определил в приданое своей дочери, вышедшей замуж за
Моркова.
Первоначально
Василия Андреевича отдали в ученики к кондитеру. Однако способности юноши к рисованию
были так заметны, что барин разрешил ему посещать занятия в петербургской
Академии художеств. Талант молодого человека быстро раскрылся. Но ещё долгие
годы он оставался крепостным. Жил на Украине в одном из имений Моркова, писал
портреты барина и членов его семьи, расписывал местную церковь. .. Лишь в
возрасте 47 лет получил наконец вольную благодаря усиленным хлопотам ценителей
искусства, таких, как генерал А. А. Тучков, герой войны 1812 г., и др.
Став
свободным человеком, Тропинин представил Совету петербургской Академии
художеств три работы, в числе которых была и «Кружевница». Эти полотна
принесли ему официальное звание художника, а вскоре его приняли в число
академиков.
Примечательно,
что Тропинин, вопреки устоявшимся на тот момент представлениям об «идеальной»
модели, часто изображал на своих картинах людей из народа, простых тружеников,
бедняков. Так, вместе с «Кружевницей» он выставил на суд Академии картина
«Нищий старик». И не раз он обращался к теме труда, в том числе и кропотливого
женского рукоделья, как в «Кружевнице». «Пряха», «Золотошвейка», «За
прошивками». . .
Чем
же так привлекали художника картины повседневного труда?..
Очевидно,
что Тропинин, который сам долгое время был крепостным, ощущал себя своим среди
простых людей, в жизни которых основной составляющей являлся труд. Поэтому ему
хотелось рисовать таких людей — он-то видел в них и их деятельности особую
красоту, зачастую незаметную для избалованных господ.
Что
же касается женского рукоделья, то здесь, возможно, сыграли роль детские
воспоминания — художник вырос в большом имении, а в тем времена в барских
усадьбах девушки-служанки, да зачастую и сами барыни старательно трудились над
разнообразными изящными вещицами. Не исключено, что с женским рукодельем
художник связывал — в большей степени, наверное, подсознательно — ощущение
домашнего уюта и тепла. И это предположение лишь крепнет, стоит повнимательнее
взглянуть на картину «Кружевница».
На
картине изображение молодая девушка, занятая плетением кружев. Сейчас далеко
не все знают, как это делается, и что за таинственное приспособление держит в
руках мастерица. Коклюшки — так называются небольшие палочки с заострённой
головкой, на которые наматываются нитки. В зависимости от узора коклюшек может
использоваться очень много. Их перебирают в определённой очерёдности, переплетая
нитки, затем всё повторяется — так появляется узор. На картине пучок коклюшек
лежит на углу подставки для плетения.
Работа
с коклюшками требует немалой сноровки — не спутались бы нитки, не перепутать,
какая коклюшка где должна быть. Во времена Тропинина этому ремеслу начинали
учить рано. Маленькая девочка, становясь девушкой, нередко уже была высококлассной
мастерицей.
По-видимому,
именно такая мастерица и послужила моделью Тропинину — в нижней части картины
виден фрагмент изящного кружева, которым отделывались модные платья дворянок.
Сама же мастерица одета очень-просто, на её голубовато-сером платьице с
короткими рукавами нет кружев и вышивок, лишь белый платочек наброшен на плечи.
Но несмотря на скромность наряда, трудно не заметить обаяние девушки, её
красоту и свежесть. Причёска проста, как и наряд — волосы гладко зачёсаны,
сзади стянуты в узел. Никаких прядок, локонов — они только мешают работе. Зато
как выразительно лицо: большие тёмные глаза под чёрными бровями, плавные линии
носа, губ, изящные очертания лица. Взгляд, брошенный в сторону — может, на
художника, может быть, кто-то вошёл в комнату. Тщательно прорисованы руки,
которые продолжают работу. Ногти аккуратно подстрижены, чтобы случайно не
задеть нити, не испортить кружево.
Картина
написана в золотисто-серо-коричневых тонах. В ней нет пестроты, излишней
яркости. Немалую роль играет освещение — свет падает на кружевницу, и она со
своей работой чётко выделяется на коричневатом фоне. Интересное решение:
нижний левый угол картины (стол и задняя часть подставки для плетения) и верхний
правый угол (над головой и левым плечом кружевницы) выполнены в коричневом
цвете. Светлую диагональ образуют белое полотно на подставке, Лицо, руки и
одежда девушки.
Уже
современники Тропинина по достоинству оценили картину. Известный коллекционер
П. П. Свиньин так выразил общее мнение о тропининской «Кружевнице»: «... и
знатоки, и незнатоки приходят в восхищение при взгляде на сию картину, соединяющую
поистине все красоты живописного искусства: приятность кисти, правильное,
счастливое освещение, колорит ясный, естественный».
В
настоящее время картина В. А. Тропинина «Кружевница» хранится в знаменитой
Третьяковской галерее в Москве. |