Выдающийся русский художник Василий Дмитриевич Поленов
родился в 1844 году в родовитой дворянской семье. Юноша получил прекрасное образование.
Поленов был образованным и разносторонне одарённым человеком. Он создавал
жанровые и исторические картины, а также портреты. Но более всего художника
привлекал к себе пейзаж.
Картина В. Д. Поленова «Московский дворик» стала новым
этапом в развитии творчества живописца. Данный пейзаж художник писал из окон
своей квартиры. «Картина моя изображает дворик в Москве в начале лета», —
сообщал В. Д. Поленов И. Н. Крамскому. Именно это полотно, которое впервые
было представлено на Выставке художни- ков-передвижников в 1878 году, потрясло
зрителей и принесло живописцу всенародную славу и известность. Критики
отметили появление воздуха и света в картине В. Д. Поленова, а в сердце простых
посетителей выставки возникало ощущение чего-то близкого и родного в
изображении этого уголка Москвы.
Московский дворик предстаёт перед нами освещённый
летним ярким солнцем, утопающий в молодой яркой зелени, прерываемой тропинками
песочного цвета, и завораживающий голубизной небосвода. На переднем плане
картины изображён маленький мальчик. У него светлые волосы, он одет в белую
рубашку и тёмные штаны. Мальчик увлечён каким- то занятием. Чуть дальше,- в
центре картины, художник изобразил двух маленьких детей, которые, лёжа на
траве, что-то внимательно рассматривают или играют. Недалеко от ребят на мягкой
траве сидит маленькая девочка. Она расстроилась и громко плачет, возможно,
призывая детей, которые оставили её одну. Но ребята не обращают на малышку никакого
внимания. Все дети одеты в светлые одежды, у них светлые волосы, их образ
перекликается с образом белоснежных ромашек, щедро разбросанных на зелёной
лужайке.
Слева на полотне расположена деревянная крышка,
закрывающая погреб или старый колодец. Перед ней — высокий лопух. Заросли
репейника произрастают у деревянного старого, слегка покосившегося забора, за
которым расположен тенистый сад с высокими деревьями. За садом еле виднеются
колонны белого дома. Боковая его часть со створчатыми окнами выходит во двор.
На крыше — несколько печных труб и окно чердака. Вниз спускаются водосточные
трубы. От дома в сторону гуляющих во дворике белых и пёстрых кур с цыплятами
направляется женщина в белом платье с ведром в руках. Возможно, она хочет
покормить птиц, вышедших из своего курятника. Позади — длинное строение
деревянного сарая, который от старости уже начал разваливаться. В его старой
крыше, которая местами уже провалилась, растёт кустарник. Справа от сарая —
небольшое деревянное строение с красной крышей. В конце дворика между двумя
высокими деревянными столбами растянута верёвка, на которой сушится
выстиранное бельё.
Справа, перед боковой частью небольшого деревянного
строения стоит лошадь, запряжённая в телегу. Она спокойна, неподвижна.
Создаётся впечатление, что животное дремлет, согревшись под лучами июньского
солнца. Опустив голову и уши, прикрыв глаза, она смирно ждёт хозяина.
На заднем плане виднеются высокие зелёные деревья между
серых крыш, подобно той, что покрывает белый особняк во дворике. Значит, таких
двориков в Москве тех времён было много. За серыми крышами возвышается
белокаменная величественная церковь. Её пять куполов сияют на ярком солнце
золотым и серебряным светом. Высоко в небо устремился золотой купол
колокольни, расположенной справа от храма. Сквозь арочные проёмы строения
видны колокола, величественный звон которых в часы церковной службы
торжественно нарушает тишину московского дворика. Конечно, современные дворики
Москвы выглядят иначе, и мы не можем видеть
изображённый В. Д. Поленовым городской пейзаж в действительности, но красотой
величественного храма можно любоваться и в наши дни.
Привлекает взгляд безмятежное нежно-голубое небо с
белоснежными перистыми облаками, такое, на первый взгляд, обычное и вместе с
тем необыкновенно красивое и спокойное. Вся картина лучезарна, наполнена
воздухом и светом.
Несмотря на то, что В. Д. Поленов изобразил на своём
полотне самый обычный день из жизни простого московского дворика, каких в его
время было множество, при взгляде на картину возникает чувство радости и
хорошего настроения. Гармоничное сочетание человека и природы, увиденное в картине,
хочется перенести и в нашу современность. Каждый из восхищённых зрителей
находит в этой картине что-то своё, близкое и родное. А для кого-то такой
московский дворик — малая родина, любовь к которой человек пронесёт в своём
сердце через всю жизнь, храня в памяти дорогие воспоминания о детстве.
|