Владимир Егорович Маковский — великолепный художник,
непревзойдённый мастер жанрово-бытовых сцен. С самого детства юный Маковский
был окружён творческими людьми, поскольку его отец являлся одним из зачинателей
Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В пятнадцать лет Владимир
поступил в художественное училище, которое основал его отец. Спустя ещё девять
лет Маковский сам стал членом «Товарищества передвижных художественных
выставок». Появление этой творческой группы во второй половине XIX века
ознаменовало рождение независимого русского искусства, свободного от
академизма и жёстко установленных канонов.
«Товарищество передвижников» объединяло русских
художников-реалистов, которые в своих картинах затрагивали насущные проблемы
современного общества. Художники организовывали свои выставки в самых разных
городах, осуществляли просветительскую деятельность. Главное место в
творчестве этих мастеров кисти занимали бытовые сцены из жизни простых людей.
Владимир Маковский как никто другой умело передавал в
своих картинах заботы и радости простого обывателя, подчёркивал тончайшие
детали быта, интерьера, костюмов героев, их характер. Картину «Первый фрак»
Маковский написал в 1892 году, и она является довольно показательным образцом
творчества этого художника. Стоит отметить, что все произведения Маковского
весьма реалистичны и чётко проработаны. Созерцая картины художника, зритель
невольно становится участником событий, изображённых на полотне. Вполне
оправданным будет сравнение этого художника с режиссёром-постановщиком, который
выставляет своих персонажей на сцену, наделяет их характером, вдыхает в них
жизнь.
Едва взглянув на картину «Первый фрак», создаётся
впечатление, что герои стоят на сцене, театрально застыв в наиболее характерных
позах. Итак, что же мы видим? Небольшая уютная комната, оформленная в тёплых
тонах. В центре комнаты стоит молодой человек, примеривший первый в своей жизни
фрак. Он окружён домочадцами, которые увлечённо оценивают его внешний вид.
Видимо, облик молодого человека непривычен не только его близким, но и ему
самому. В позе юноши чувствуется лёгкая скованность, это видно по чуть-чуть
ссутулившейся спине и неловко разведённым в сторону локтям. Молодой человек
повернул голову вбок и его глаза устремлены на женщину в красной накидке и
чёрном платье. Мы можем лишь строить догадки, возможно, это его мать. Она
задумчиво склонила голову вбок, будто размышляя о чем-то, сплела вместе пальцы.
В её образе присутствует некоторая рассеянность, а может быть, и растерянность
от того, что её ребёнок уже вырос.
Позади юноши стоит пожилая женщина, скорее всего, его
бабушка. Приподняв очки, старушка с любопытством разглядывает чёрную ткань, из
которой сшит костюм внука. На её плечи накинут длинный платок.
Чуть подальше от них, сложив руки на груди и слегка
подавшись вперёд, стоит молодая женщина. На её устах играет довольная улыбка,
на щеках видны ямочки. Она с восхищением смотрит на юношу, очевидно, новый фрак
ей пришёлся по душе.
На заднем плане возле двери стоит молоденькая горничная.
Девушка тоже рассматривает барина в новом фраке, но свои эмоции прячет,
прикрывая лицо рукой.
Комната, в которой развернулось это действие, является
образцовым примером жилища дворян того времени: конца XIX — начала XX в. Как
уже было отмечено, комната оформлена в тёплых, горчичных тонах. Слева мы видим
низенький диван, рядом — столик с лампой, деревянный шкаф. В другой части
комнаты расположился большой стол, уставленный подсвечниками и письменными
принадлежностями. Если предположить, что это комната юного барина, то, видимо,
за этим столом он работает. Стены комнаты увешаны картинами, преимущественно в
массивных золотых рамах, это говорит о том, что хозяин комнаты увлечён
живописным искусством и является его горячим поклонником.
Композиция всей картины тщательно продумана, зритель
сразу видит, кто является главным героем, на кого следует обратить особое
внимание, а кто лишь дополняет сложившуюся картину, является второстепенным
персонажем. Тёплая цветовая гамма этого полотна также очень приятна взору,
акценты расставлены лаконично и ненавязчиво. Стоит только поразиться той
неутомимой наблюдательности, которой наделён автор, восхититься той
способностью художника изобразить простое повседневное событие ярким и живым.
Владимир Маковский сумел показать, казалось бы, незначительно событие значимым
и интересным, сумел увлечь зрителя своей «живописной историей».
Глядя на произведения Владимира Егоровича Маковского,
зритель совершает небольшую экскурсию в прошлое, словно проваливается в ту
эпоху, которую хотел изобразить художник. Способность рассмотреть в заурядном,
семейном событии — примерке нового фрака — саму психологическую суть,
прочувствовать характеры героев и грамотно отобразить всё это на полотне — вот
то, что обеспечило Владимиру Маковскому признание и уважение его современников
и потомков.
|