Владимир Егорович Маковский — талантливый русский
живописец середины XIX — начала XX века. Художник создавал жанровые
произведения, каждое из которых является зарисовкой реальной жизни людей.
Особенное внимание Маковский уделял изображению простых людей и крестьянского
быта. На его полотнах мы видим незнатных и небогатых людей, лучше понимаем их
беды и печали. Каждая картина великого художника — это не просто фрагмент из
жизни, это своеобразное литературное произведение, которое можно «прочитать».
На самом деле Маковский не раз сравнивал искусство живописи и силу
литературного слова. По его мнению, необходимо заставить читателя и зрителя
сопереживать героям, изображённым на картине или описанным в литературном
произведении. Сам художник считал, что картину можно назвать состоявшейся
только тогда, когда в ней есть настоящая жизнь. Для Владимира Егоровича особый
интерес представлял бытовой пейзаж, который давал возможность передать
настроение, показать и подчеркнуть самое важное. В произведениях великого
художника отражена целая эпоха.
Картина «Свидание» была создана в 1883 году. Это
произведение можно назвать характерным для русской живописи. Драматизм ситуации
очевиден. На картине мы видим встречу матери и сына. Скорее всего, они не
виделись долгое время. Мальчик был отдан в учение. Он уже достаточно взрослый,
чтобы оставить родной дом, обучаться какой-то профессии.
Это было обычным делом для подростков из бедной семьи в
то время.
На вид мальчику примерно 12-13 лет. У него старая и
грязная одежда. Штаны из серой грубой ткани, поверх рубахи повязан фартук.
Мальчишка жадно ест булку, которую принесла ему мать. Даже такое нехитрое
лакомство, по-видимому, мальчик видит нечасто.
Возраст матери трудно определить. Видно, что она измучена
тяжёлой жизнью и непосильным трудом. Она смотрит на своего сына с любовью и
жалостью. На голове крестьянки тёмный платок. Сама женщина одета в чёрный кожух
и красную юбку. Возможно, это её лучшая одежда, которую крестьянка надела,
чтобы отправиться в город.
Сама фигура матери вызывает жалость к ней самой и её
сыну. Их встреча состоялась в холодном помещении. Наверное, это сени. Чуть
дальше мы видим двери, которые ведут в другое помещение — мастерские или жилые
комнаты.
Вся обстановка свидетельствует о бедности, убогости.
Здесь ничего не напоминает о тепле, уюте, душевном комфорте и благополучии.
Стены сложены из потемневших брёвен. Пол земляной,
грязный и холодный. Всё это создаёт мрачное настроение. В углу мы видим бочку с
водой, накрытую крышкой. На ней стоит глиняный кувшин. Это свидетельствует о
том, что, несмотря на убогость обстановки, здесь часто бывают люди. Рядом с
бочкой стоит палка. С ней пришла мать мальчика. Эта деталь также может о многом
свидетельствовать. Наверное, женщина шла издалека, палка ей была необходима,
чтобы опираться в дороге. А, может быть, у женщины больные ноги, поэтому ей
трудно ходить.
Зрители поневоле проникаются настроением картины. Нельзя
остаться равнодушным к судьбе главных героев, их горе и страдания очевидны, им
начинаешь сопереживать.
Мальчик и мать не смотрят друг на друга. Разумеется, это
не означает, что им нечего сказать. Вполне возможно, что они не хотят огорчать
друг друга рассказами о своих бедах и неприятностях. Лицо женщины очень
грустно. Она понимает, насколько тяжела жизнь её сына вдали от дома. Но забрать
его домой она не может. Бедность и нужда заставляют людей разлучаться со своими
детьми.
Владимир Егорович Маковский в этом произведении создал
типичный образ русской крестьянки. Это самая обычная женщина, и облик её реален
и правдив. Сцена, которая изображена на картине, рассказывает о настоящей жизни
русского народа. Художник сам сопереживает простым людям, на долю которых с раннего
детства выпадало множество бед и испытаний.
Можно попытаться представить себе, как раньше жили
мальчик и его мама. Мне кажется, что они жили в деревне. С детства мальчик был
привычен к крестьянскому труду, во всём помогал родителям. Но в свободное время
у него была возможность поиграть на свежем воздухе, насладиться красотой леса,
реки, поля. Так было, пока мальчик был ещё совсем маленький. Теперь он может
только вспоминать то счастливое время, потому что у него нет возможности
вырваться из этой убогой обстановки хотя бы на время. Остаётся только
надеяться, что вскоре он вырастет, и его жизнь хотя бы немного станет лучше.
Художник показывает фрагмент из жизни простых людей. И
подчёркивает, что это было самым обычным явлением в то время. Деревенские
жители были настолько бедны, что их дети вынуждены были сызмальства
зарабатывать себе на кусок хлеба. Мальчик выглядит хмурым, несчастным,
голодным. Его жизнь тяжела и беспросветна.
В то время прогрессивные люди задумывались о социальном
неравенстве и справедливости. Для несчастной матери уже не будет другой жизни.
Она привыкла к тяжёлой работе и вопиющей бедности. Но будет ли жизнь её сына
хотя бы немного счастливее? Такие вопросы ставились в произведениях передовых
людей девятнадцатого столетия. Нелёгкая жизнь простого народа не могла оставить
их равнодушными.
Картина «Свидание» — это настоящий шедевр русской
живописи, позволяющий задуматься об истории нашей страны и о жизни людей в
позапрошлом столетии.
|