Виктор
Ефимович Попков (1932-1974) родился в Москве в семье рабочего. Учился в Художественно-графическом
педагогическом училище, затем в Московском государственном академическом художественном
институте им. В. И. Сурикова — учебном заведении, которое явилось продолжателем
традиций Училища живописи, ваяния и зодчества, где учились многие знаменитые
русские живописцы.
Исследователи
отмечают яркий, самобытный стиль Попкова, которого нередко называют одним из
основоположников «сурового стиля» в советском изобразительном искусстве. Что
такое «суровый стиль»? Это лаконичность цветовых решений, упрощение
пространства, плоскостная ориентация изображения. Однако Попков внёс в этот
стиль особую выразительность и эмоциональность, отражавшие глубинные движения
его души. Самые обычные, на первые взгляд, образы на картинах Попкова заключают
в себе глубокий смысл.
Творческий
и жизненный путь талантливого художника, увы, оборвался внезапно и трагически
— 12 ноября 1974 г. он был застрелен инкассатором, когда обратился к водителю
инкассаторской машины с просьбой подвезти. В этот день в мастерской художника
на мольберте стояла неоконченная работа — картина «Осенние дожди. Пушкин».
Близкие и друзья художника на похоронах Попкова поставили картину рядом с
гробом.
Замысел
картины родился в Михайловском, где художник побывал осенью 1973 г. Очарование
этого места поразило воображение Попкова, оно оказалось созвучно его
настроению, как и творчество Пушкина близко его отношению к миру. Художник
начал картину здесь же, в Михайловском, где на всё словно бы оставил незримый
отпечаток дух Пушкина. Позировал Попкову коллега по искусству, художник Ю. С.
Павлов, который надевал специально заказанный для этой цели фрак — одежду,
изготовленную по моде пушкинской эпохи. Иногда и сам Попков надевал этот фрак,
стремясь глубже ощутить атмосферу, в которой жил Пушкин. И действительно,
художнику удалось ощутить духовное родство с поэтом, который жил более века
назад. Попков, как и Пушкин, любил осень, любил родную русскую природу. Как и
великому поэту, посвятившему этому времени года немало стихов, художнику
особенно нравилось творить осенью.
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная
краса —
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса...
(А. С. Пушкин «Осень», 1833)
И
судьбы их оказались отчасти схожи — как и Пушкин, Попков погиб неожиданно и
нелепо, в расцвете жизненных и творческих сил.
На
картине Попкова осень — не менее значимый персонаж, чем Пушкин. Художнику
удалось живо передать осеннее настроение, вдохновенное и грустное
одновременно. Осень занимает основную часть полотна.
Крыльцо,
на котором стоит Пушкин, изображено со стороны дома. Две колонны, к одной из
которых прислонйлся поэт, словно обозначают выход к пейзажу. От крыльца идёт
ступенчатый спуск к небольшой площадке, на которой стоит белая садовая
скамейка. По обеим сторонам спуска — деревья в золотой осенней листве.
Несколько жёлтых листьев, занесённых ветром, лежит на крыльце. Картина как раз
воспроизводит момент, когда дует ветер — об этом свидетельствуют
всколыхнувшиеся полы пушкинского фрака.
Дождливую
погоду передают сине-сизые тона, в которых выполнены дальняя перспектива и
небо. Есть на картине и вода: изогнутая полоса речки за пожелтевшим парком,
вдали — озёра. Даже перед крыльцом есть лужица.
На
дальнем плане картины, справа, намечено крохотное изображение белой лошади.
Пушкин
стоит на крыльце спиной к зрителю, сложив руки на груди и прислонившись
правым-плечом к колонне. Голова чуть повёрнута влево, так что виден характерный
профиль поэта, обрамлённый курчавыми волосами. Тёмный силуэт Пушкина чётко
выделяется на жёлто-сизом осеннем фоне. Композиционно фигура поэта находится не
в центре картины, а в её правой части. Однако едва ли будет ошибкой сказать,
что фигура Пушкина — своего рода смысловая ось картины. Пушкин и осень — две
важные взаимосвязанные темы в картине. Пушкин на фоне осени, осеннее вдохновение,
стихи об осени — обо всём этом сумел без слов рассказать художник.
Картина
выдержана в жёлтых, синевато-зелёных и серых тонах, не считая тёмного силуэта
Пушкина. Смутная печаль, острое ощущение одиночества и вдохновение — эти
чувства, переданные художником, роднят его произведение со стихами великого
поэта.
Едва
ли стоит безо всяких оговорок считать картину «Осенние дожди» историческим полотном
— скорее попыткой художника заглянуть во внутренний мир поэта, показать
взаимосвязь природы и творческого вдохновения.
Стоит
отметить изящество изображения. Изящно очерченный силуэт Пушкина, тонкие
нервные пальцы поэта, колонны крыльца, выразительно прорисованные жёлтые
листья, коричневато-голубоватая даль... Художнику вполне удалось воспроизвести
поэтичность осенней природы, показать, за что так любил это время года Пушкин.
Дни
поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою
тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня
влечёт...
(А.
С. Пушкин «Осень», 1833)
|