Василий Иванович Суриков — выдающийся русский живописец,
мастер русской исторической картины. У Сурикова множество интересных,
масштабных работ, одной из них является картина «Взятие снежного городка»,
написанная в 1891 году и хранящаяся сейчас в Государственном Русском музее
Санкт-Петербурга.
Старинную народную игру «Взятие снежного городка»
Суриков увидел ещё в детстве, когда приехал в родное село его матери —
Торгошино.
Игра входила в масленичные празднования. Взятие снежного
городка обычно проходило на шестой день масленицы. Крестьяне строили «городок»
на реке либо на большой площади села или города. Стены «городка» возводили из
снега, облитого водой, между двумя стенами строили ворота. Традиционно на ворота
нужно было водрузить петуха, бутылку и рюмку. Участниками штурма были молодые
парни и мужчины, поделённые на две команды: тех, кто осаждал снежную крепость
и тех, кто защищал её. Осаждаемые защищали «городок» пешими, нападающие атаковали
на лошадях.
Для победы в этой народной игре необходимо было разрушить
«городок». Защитники снежной крепости оборонялись мётлами, лопатами, ветками,
отпугивали лошадей холостыми выстрелами из ружей. Тот, кто первым прорывался к
воротам «городка» — победитель. После взятия крепости победителя «мыли» в
снегу. Довольно часто эта игра завершалась травмами у людей, однако, это
событие приносило людям восторг и веселье. Все эти удаль и задор в полной мере
отражены в картине Сурикова.
Идея написать картину, посвящённую этой народной забаве,
принадлежит младшему брату художника — Александру Ивановичу. Василий Иванович
потерял жену, и Александр хотел отвлечь его от удручающих мыслей.
Василий Иванович загорелся идеей, подсказанной братом, и
принялся увлечённо разыскивать материал, который помог бы эму в написании этого
полотна. Художник делал множество эскизов, размышлял над тем, какое освещение
лучше использовать в картине, подыскивал колоритный типажи героев-участников
народной забавы. Трудностей в поисках персонажей не возникало, поскольку,
стоило Василию Ивановичу прогуляться по базару, как тут же
ему встречались люди с характерными сибирскими
чертами. Именно этот удалой характер, мужественность и хотел он отобразить в
своём полотне. Мастер с любопытством изучал традиционные узоры на тюменских
коврах, рассматривал детали саней и розвальней, делал зарисовки.
Младший брат активно помогал художнику в поисках
материалов, ездил с ним по деревням, договорился с крестьянами из деревни
Базаиха, которые построили ледяной «городок» с башнями во дворе усадьбы
Сурикова, участвовали во взятии крепости, а также позировали мастеру. Особенно
выделился среди них смелый казак, который вихрем пронёсся на лихом коне и
штурмом взял крепость. На картине комья снега летят во все стороны, народ
веселится от души.
Александру Ивановичу тоже было отведено место на этой
картине — он стоит в санях, на нём тулуп и шапка-ушанка. Сани накрыты ярким
тюменским ковром с цветами и узорами. В санях также сидит Екатерина
Александровна Рачковская — супруга известного красноярского врача. Она с живым
интересом наблюдает за происходящим, слегка подавшись вперёд. Вокруг
столпились другие наблюдатели и участники, они весело смеются и размахивают
ветками.
Следует отметить, что мастер стремился изобразить на
картине самые разные сословия людей, которые одинаково развлекаются и веселятся
на этом народном празднике. Полотно получилось очень сочным и колоритным,
яркими пятнами выделяются пёстрые платки и разноцветные полушубки женщин. Очень
кропотливо прорисованы неподдельные эмоции людей, их характерные черты лица.
Всё в этой картине дышит праздником и бурным весельем.
Думаю, Василий Иванович писал полотно в отличном
настроении, с лёгкостью, потому оно и получилось таким жизнерадостным и праздничным.
«Я написал то, что сам много раз видел. Мне хотелось передать в картине
впечатление своеобразной сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей
молодёжи», — так отозвался о своей картине художник.
Когда мастер закончил работу над картиной, она была
выставлена в Санкт-Петербурге в 1891 году. Надо признать, многие удивились
непривычно жизнерадостному полотну, поскольку ранее Василий Иванович писал
довольно трагичные картины. Впоследствии картину приобрёл коллекционер картин
Владимир фон Мекк за десять тысяч рублей.
Спустя девять лет на международной художественной
выставке в Париже за полотно «Взятие снежного городка» Василий Иванович Суриков
получил почётную именную медаль.
|