Русский художник Василий Иванович Суриков работал в жанре
исторической живописи, портрета. Выходец из Сибири, родился в казачьей семье,
посвятил свою жизнь искусству рисования. Сюжеты исторических картин
создавались на темы важнейших событий в жизни России, большая часть из них
задумывалась или писалась в городе Красноярске. Многолюдность и динамичность
сюжетов его полотен надолго приковывают внимание зрителей. Художника часто
критиковали за многочисленность персонажей, скученность их, но время расставило
всё по своим местам, сделав эту особенность достоинством сури- ковских картин.
В. Суриков долго собирал информацию, подбирал натурщиков для персонажей,
создавал образы героев картин, стремясь достичь максимальной исторической
достоверности сюжетов. Глубинная русскость полотен говорит о великой
патриотичности художника.
Картина «Взятие снежного городка» написана в Красноярске,
куда Суриков уехал после смерти любимой жены. Видя мучительно горестное состояние
художника, брат Александр решил отвлечь того от тяжёлых мыслей, подсказал идею
написания картины. Суриков увлёкся темой, приступил к работе в 1888 году и
закончил её в 1891 году. В основу сюжета легла виденная в детстве игра,
проводимая
на шестой день масленицы. Чтобы помочь брату, Александр
даже устроил эту казачью забаву в своей усадьбе с привлечением крестьян,
соседей. Художник долго и тщательно создавал образы, подбирал типажи, изучал
лица крестьян, причёски, рассматривал детали одежды, саней, бродя по базарам и
улицам. Крестьяне, увиденные на рынке, родственники, знакомые, соседи,
позировали ему.
Для игры заранее крестьянами строилась снежная крепость
с башнями, воротами где-нибудь на ^ окраине села, городка или на берегу реки.
Казаки делились на обороняющих крепость и нападающих. Во время штурма можно
было защищаться подручными средствами: лопатами, мётлами, ветками; кидаться
снегом, стрелять вверх из ружей, чтобы не пропустить атакующих. Нападавшим
разрешалось скакать на конях, их задачей было прорваться через ворота,
разрушить стены из снега. Фрагмент взятия снежного городка запёчатлён на
холсте Сурикова в самый кульминационный момент.
Лихой казак на гнедой лошади прорывается сквозь оборону,
на скаку ломает снежные ворота, рукой сталкивая голову существа, украшавшего
башню ворот крепости. Конь под седоком вздыблен, немного испуган, ноздри
раздуты, передние копыта уже на стороне противника. Таким запомнился Сурикову
конь с детства, когда он первый раз увидел, как брали городок. Художник
перенёс это впечатление на холст.
Удалой наездник — молодой казак в богатой меховой шапке,
кожаных рукавицах, синие штаны заправлены в белые пимы, из-под дохи
выглядывает красная рубаха. Он, с горящими глазами, воодушевлённо кулаком
разбивает снежные конструкции, хотя ему важно
удержаться в седле, тогда он станет победителем игры. За
всадником толпа сражающихся мужиков. У некоторых радость на лицах, особенно у
молодого румяного парня с поднятой рукой. Они победили, увидев прорыв их
вожака через стену крепости. В руках крестьян сухие ветки, с их помощью ведётся
борьба, на снегу куча снежков, использованных для атаки. Одеты люди очень
разнообразно: шапки разных фасонов, дохи, шубы, овчинные тулупы. На ногах —
пимы, валенки. Одни из валенок искусно расписаны, художник детально прорисовал
разноцветный узор. Молодой светловолосый мужчина, подвернувший полы овчинного
тулупа за пояс, как и многие мужики, чтобы удобнее было сражаться, потерял в
пылу битвы шапку. Шапка лежит на снегу, а ему жарко от борьбы, видимо даже не
заметил, как она слетела с головы. На подмогу прорвавшемуся продвигаются другие
мужики на лошадях, двое из них уже рассекают толпу, остальные на подходе.
Лошади разных мастей: гнедая, рыжие и белые.
Сражающихся со всех сторон окружает толпа зрителей всех
сословий и возрастов. Слева стоят зрители попроще, среди них принарядившиеся
женщины в завязанных по-казацки платках. Пальто оторочены мехом, на одной из
женщин поверх пальто накинута шуба, ребёнок тоже закутан в платок сверху шапки.
В Сибири зима, несмотря на её проводы, пока не сдала права весне, морозы ещё
крепкие, студёный холод пробирает до костей, но всем весело, все увлечены
зрелищем. Развлечения у крестьян редки, поэтому народ радуется забаве.
Румянец от мороза и азарта раскрасил лица. Кто- то пришёл
пешком на место игрища, кто-то приехал на санях, виднеются расписные дуги с
колокольчиками на упряжках лошадей. Справа стоят сани с запряжённым конём. В
кошеве, выстланной ковром, сидят люди, одетые побогаче остальных, видимо, это местные
помещики. Шубы и шапки на них другого фасона, у женщин на руках муфты, которые
крестьянки никогда не носили. Интеллигентные лица мужчин и женщин украшают
улыбки, этим людям тоже весело, их увлекло масленичное действо, они с
удовольствием наблюдают за развернувшейся баталией. Мужчина с усами — это брат
Сурикова Александр, женщина вполоборота — жена известного красноярского врача,
женщина в горностаевой пелерине — двоюродная племянница художника. Они охотно,
как и многие другие красноярские знакомые художника позировали ему. Перед
проскочившим в крепость мужиком стоят крестьянские розвальни, виден угол
деревянных саней, в которых на сене сидят два мужика. Они раздосадованы
победой соперников, один даже замахнулся нагайкой на седока, другой в отчаянии
обречённо взмахнул руками. Мужики бородаты, они старше сражающихся, солидный
возраст мешает им участвовать в игре.
Событие происходит в пасмурный зимний день, небо затянуто
облаками, солнце едва просвечивает над горизонтом, день клонится к вечеру.
Вдали видны невысокие горы с отдельно растущими деревьями. Снег довольно-таки
белый, какой бывает за городом, но не очень глубокий, полозья саней оставили колею
всего в несколько сантиметров. Из-под снега пробивается сухая прошлогодняя
трава. Много снега соскребли мужики на строительство снежного городка. Справа,
над головами людей различаются крыши домов, там начинается село или город.
«Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной
сибирской жизни, краски её зимы, удаль казачьей молодёжи», — так высказался
Суриков о своей работе. Ему также удалось создать зрителям радостное, светлое
настроение праздника этой работой, она отличается от других его картин с
мрачноватыми сюжетами теплотой и жизнерадостностью. Колоритность и выпуклость
полотна достигается насыщенностью цвета, сочетанием серебристо-белого фона и
ярких красок многолюдной толпы.
Поначалу картина не получила одобрения художественного
сообщества, затем её выкупил меценат, впоследствии она получила именную медаль
на выставке в Париже. Сейчас картина выставляется в Русском Государственном
музее в Санкт-Петербурге.
|