Владимир Лукич Боровиковский — русский художник конца
XVIII — начала XIX вв., непревзойдённый мастер портретной живописи. Среди
знаменитых полотен встречаются парадные портреты: «Портрет князя А. Б.
Куракина, вице-канцлера», «Портрет Павла I в белом далматике», в которых
художник обращает внимание на гражданственность, достоинство и благородство
изображаемых им людей. Ещё большей известностью и любовью пользуются его
полотна, в которых перед нами предстают женские образы, воплощающие идеалы
красоты своей современности: «Портрет Е. А. Нарышкиной», «Портрет М. И. Лопухиной»,
«Портрет сестёр А. Г. и В. Г. Гагариных». Особенным обаянием,
привлекательностью и нравственной чистотой обладает полотно В. Л. Боровиковского
«Портрет Екатерины Николаевны Арсеньевой», написанный художником в 1795 году.
Героиней этого произведения живописи стала Екатерина
Николаевна Арсеньева — фрейлина императрицы Марии Фёдоровны, старшая дочка
участника штурма Измаила генерал-майора Н. Д. Арсеньева. На портрете перед нами
предстаёт молодая кокетливая и обаятельная девушка с мягкими чертами
белоснежного лица, которые свойственны русским женщинам.
Глядя на картину, понимаешь, что перед нами —
жизнерадостная добродушная девушка с весёлым характером. С портрета на нас
смотрят озорные, кокетливые глаза. Курносый нос девушки слегка вздёрнут. На
щеках лёгкий румянец. Алые губы задорно и весело улыбаются. Тонкие брови
чуть-чуть приподняты. Белоснежный открытый лоб украшают кудри светлых волос,
которые живописно спадают и на плечи. На голове молодой фрейлины — небольшая
соломенная шляпка, изящной формы, с украшениями из плетения соломы косичкой,
букетика колосьев и элегантного банта, виднеющегося сбоку.
Фигура Е. Н. Арсеньевой чуть повёрнута. Это
подчёркивается отлетающей назад шалью. Екатерина Николаевна одета в белоснежное
платье, сшитое из лёгкой воздушной ткани, украшенное золотистыми лентами и
жемчужными бусинками. Платье придаёт образу девушки лёгкость и воздушность. На
белоснежных руках Екатерины Николаевны — браслет из трёх рядов жемчуга.
Украшения выполнены Боровиковским свободно, с применением чисто живописных
средств. Художник не прибегает к излишней детализации. В другой руке Арсеньева
держит жёлто-зелёное яблоко, которое считается символом Афродиты. Левая рука
Екатерины Николаевны закрыта шалью изумрудного цвета, которая гармонирует с
зеленью листвы, расположенной на заднем плане картины. В. Л. Боровиковский
считал пейзаж очень значимым, поэтому большинство его портретов выполнены на
фоне природы. Не стало исключением и данное полотно. Справа от девушки
находится светло-коричневый ствол дерева с пушистой зелёной кроной, слева
виднеется часть зелёной растительности. Чуть выше за девушкой — серо- голубой
небосвод, закрытый облаками и светлеющий где-то вдали.
В. Л. Боровиковский выполнил свою картину «Портрет
Екатерины Николаевны Арсеньевой» в тёплых золотистых, розовых и светло-голубых
тонах. Все краски переливаются и искрятся. Весь портрет как бы окутан лёгкой
дымкой. При этом создаётся ощущение пространства и воздуха, объёмности
изображения. Художник талантливо уловил настроение своей героини, сумел
передать её характер, полноту чувств и эмоций. Образ молодой фрейлины получился
очень правдоподобным, полным движения и жизни. «Портрет Екатерины Николаевны
Арсеньевой» В.Л.Боровиковского критики считают одним из самых
высокохудожественных его произведений, которое отличается поэтичностью.
Изучая полотно с изображением молодой девушки, мы
знакомимся с людьми эпохи конца XVIII — начала XIX вв. Но главное заключается в
том, что картина излучает красоту, доброту и жизнерадостность, улучшает
настроение. Озорство и неподдельная весёлость, которые чувствуются в характере
девушки, заставляют невольно улыбнуться, а искренние чувства находятся вне
времени и пространства. |