Художник Василий Максимович Максимов родился в
крестьянской семье, рано остался сиротой, учился иконописи, рисованию, работал
учителем рисования. Став живописцем, навсегда остался приверженцем бытового
жанра. Как человек, хорошо знакомый с крестьянской жизнью и склонный
поэтизировать её, смог показать на своих полотнах разные стороны жизни народа,
тонко передать чувства и настроения людей, точно до мелочей изобразить внешнюю
атрибутику народной жизни. Приверженность и преданность жанру привела
Максимова к концу жизни к бедности и лишениям, дворяне не интересовались
сценами деревенского быта. Мастерство и талант художника было оценено по
достоинству лишь спустя многие годы.
В 1889 году В. М. Максимов написал картину «Всё в
прошлом», для которой позировала его тёща помещица Измайлова. Удачное
воплощение замысла, абсолютное соответствие названия и сюжета, насыщенность
красок запечатлено художником на холсте с любовью и большим мастерством. Тема
разорения дворянских гнёзд по своей актуальности в то время нашла отражение в
произведениях писателей, а также художников. Показалась она интересной и
Максимову. Незамысловатая, но весьма эмоциональная картина имела большой успех,
неоднократно повторялась автором.
• На переднем плане картины изображены две пожилые
женщины, у которых всё в прошлом. Летним днём расположились они перед
бревенчатым добротным домом почаёвничать и провести время на свежем воздухе.
На крыльце медный, до блеска начищенный самовар
с двумя заварочными чайниками для долгого чаепития. На столе, покрытом атласной
скатертью, разрозненная посуда: изысканная фарфоровая чашка с блюдцем,
сахарница, молочник и прикрытое салфеткой блюдо с печеньем. Рядом со столом, в
кресле расположилась старуха помещица. Откинувшись на подушку, она застыла в
удобной для созерцания и размышления позе. На ней бархатная накидка, отороченная
мехом, парчовое платье и чепец, завязанный большим красивым бантом. На ногах
белые чулки и мягкие старческие атласные туфельки без каблуков. Под ногами для
удобства — красная вышитая подушка с кисточками. Рядом с барыней клюшка, на
которую она опирается при ходьбе. Об остатках былой роскоши также говорят
жаккардовая накидка на кресле, белоснежная наволочка на подушке. На крыльце с
вязаньем в руках сидит другая старушка. Это прислуга, а в настоящее время
компаньонка помещицы, с которой приходится доживать свой век. Одета женщина
по-крестьянски, в цветастую юбку, жакет и большой клетчатый фартук. На голове
тёмный, в мелкий цветочек, платок, повязанный по-простому. Но сшита одежда из
хорошей качественной ткани, а не как у простых крестьянок из ситчика. Рядом же
на крылечке стоит её чайная посуда: огромная кружка и тарелка под ней. Стоящая
не на столе посуда подчёркивает неравное положение женщин — прислуга хоть и
сидит около стола, но не посмела рядом с хозяйской разместить свою простую
чашку. Компанию старухам составляет старый пёс, отслуживший свою службу и
также доживающий свой век рядом с хозяевами. Одряхлевшая собака не брошена,
рядом стоит корытце с водой, её подкармливают и поят.
На заднем плане картины голубое с облачками небо, в
котором кружат ласточки. На фоне летнего неба стоит заброшенный барский дом с
окнами, грубо заколоченными досками. На втором этаже здания кое- где
сохранились стёкла, в них бликуют солнечные лучи. Но, дом в стадии разрушения:
крыша прохудилась, штукатурка осыпалась. Подрастающие деревья вплотную
приблизились к крыльцу, фундамент зарастает травой. Парадное крыльцо украшено
колоннами и балконом на них, сюда подъезжали экипажи, на нём хозяева встречали
гостей. Рядом с домом высохшие и поваленные деревья. Задний план картины
олицетворяет прошлое в жизни персонажей и написан в неярких, каких-то блёклых
тонах. Сюжет переднего плана, напротив, выписан насыщенными яркими красками:
блестящая медь самовара, ярко-сиреневый цветущий куст, несколько оттенков
красного на скатерти, подушке, старом одеяле, переброшенном через перила
крыльца для просушки. Бревенчатый домик выглядит чистеньким, новеньким,
покрашенные в белый цвет окошки распахнуты, потому что день тёплый.
Ощущение покоя солнечного летнего дня разлито по всему
полотну и навевает такое же ощущение на зрителя. Но впечатление меняют лица
пожилых женщин. Настолько талантливо художнику удалось передать чувства и
эмоции, обуревающие этих проживших столь разную жизнь старух, что поневоле
сопереживаешь и сочувствуешь им. Старуха помещица в расслабленной позе
задумчиво сидит в кресле. Глаза полуприкрыты, губы поджаты, пальцы одной руки
сжаты, женщина погружена в воспоминания о прошлой жизни, былом могуществе. А,
может быть, она осмысливает настоящее. В прошлом остались богатая, бесхлопотная
жизнь, разорение привело её существование в прозябающую старость, она вынуждена
коротать свои оставшиеся дни в обществе экономки и старого пса. Возможно, она
смирилась со своим нынешним положением, но её горделивая осанка, властная
поза, в которой сидит, положение в этой мизансцене подчёркивают её дворянское
происхождение и место в этом маленьком поневоле сложившемся коллективе. Её
компаньонка также сидит, задумавшись, но с другим выражением лица. Задержав
спицы в руках, глядя поверх очков перед собой, печально замерла она на
мгновение. Скорбь и тоска в её лице заставляют задуматься, о чем же грустит
женщина. О прошедших годах, о жизни в хозяйском доме, о потерянном времени в
суете забот? Остаётся старость со спокойными, тянущимися друг за другом днями и
воспоминаниями.
Кажется интересной такая деталь, как подпись художника.
Каждый автор оставляет на своём произведении автограф, подписывает работу
своей фамилией и датой. Максимов неординарно подошёл к данному вопросу. Он не
параллельно краю картины, как обычно делают художники, а аккуратно на
нарисованной дощечке крыльца разместил автограф. Получилось, что подписал
крыльцо.
Выставляется картина в одном из залов Третьяковской
галереи. |