Творчество выдающегося живописца конца XIX — начала XX
века Виктора Михайловича Васнецова очень разнообразно. В начале своей
творческой деятельности художник писал картины бытового жанра: «Военная
телеграмма», «Балаганы в Париже», затем работал в жанре портрета, занимался
орнаментальным искусством, был архитектором. Но основным направлением в его
творчестве стало былинно-историческое. Живописец создал такие полотна, как:
«Иван-царевич на Сером Волке», «Спящая царевна», «Ковёр — самолёт» и другие.
Все они проникнуты глубокой любовью к фольклору и традициям родного русского
народа. Впоследствии критики стали называть В.М.Васнецова «истинным
богатырём русской живописи».
Картину «Алёнушка» В. М. Васнецов написал в 1881 году по
мотивам русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Живописца
не оставил равнодушным образ бедной трудолюбивой девушки, оставшейся сиротой
вместе с маленьким братом. Героиня живописного произведения расположена в
самом центре картины. Одетая в простое старое цветастое платье, она одиноко
сидит на сером большом камне, обхватив руками свои босые ноги. Её голова с
растрепавшимися светлыми волнистыми волосами опущена на колени. У девушки
доброе, но печальное выражение лица, широко раскрыты глаза, приоткрыт рот.
Необъятная тоска читается во всём её виде. Наверное, главная героиня в этот
момент думает о своём братике, превратившемся в козлёночка, не знает, как
помочь ему в этом безутешном горе, её сердце переполняется печалью и тревогой.
Алёнушка изображена живописцем на фоне пейзажа ранней
осени. На переднем плане картины — неподвижная водная гладь, по которой, как
лодочки, плывут жёлтые листья. В зеркале реки видно отражение Алёнушки,
сидящей на камне.
Высокие стебли камыша с тонкими листьями живописно
расположились в озере и покрыли почти весь берег. За девушкой виднеются
невысокие берёзки и осинки, листья которых уже начали покрываться жёлтой
краской и дрожат на ветру. На одной из веток сидит стайка птиц. Они не
перелетают с ветки на ветку и не поют весёлых песен. На заднем плане густой
стеной расположились вечнозелёные лесные красавицы — ели. Тёмная лесная чаща
добавляет мрачности. Вся природа предчувствует начинающееся увядание и грустит
вместе с Алёнушкой.
Серый неприветливый небосвод, лишённый лучей яркого
солнца, дополняет грустью композицию, составленную В. М. Васнецовым.
Живописное полотно написано художником в контрастных
тонах. Автор намеренно привлекает внимание к лицу героини. Оно выполнено в
светлых тонах на тёмном фоне. Чувствуется, что живописец сочувствует горю
Алёнушки и сопереживает ей. Во всей композиции В. М. Васнецов использует
холодные, блёклые тона, которые помогают создать печальное настроение.
При просмотре картины В. М. Васнецова «Алёнушка»
возникает грусть, печаль, появляется сочувствие и сострадание к бедной сироте,
хочется разделить с ней все невзгоды и помочь.
|