Василий
Андреевич Тропинин (1776-1857) родился в селе Карпово Новгородской губернии в
семье крепостного управляющего имением графа А. С. Миниха. Отец будущего
художника получил от барина вольную, однако семья его осталась в крепостной
зависимости и в составе приданого дочери Миниха перешла в собственность её мужа
графа И. И. Моркова.
Сначала
Василия Андреевича определили в ученики к кондитеру. Но по просьбе своего
брата, заметившего способности юноши к рисованию, Морков разрешил Тропинину
посещать занятия в Академии художеств в Петербурге. Дарование живописца вскоре
раскрылось в полной мере, однако Тропинину ещё долгие годы приходилось мириться
с участью крепостного, хотя он приобрёл широкую известность. Только в 47 лет,
да и то во многом благодаря покровительству видных, ценителей искусства —
героя 1812 г. генерала А. А. Тучкова, писателя и коллекционера П. П. Свиньина и
др.
Портрет
Пушкина написан Тропининым приблизительно в одно время с портретом поэта кисти
Кипренского. Работа Тропинина не уступает полотну Кипренского, хотя
существенно отличается от него, и по праву занимает одно из первых мест и в
творчестве художника, и среди живописных изображений поэта.
Портрет
Пушкина Тропинину заказал С. А. Соболевский, друг поэта, известный библиофил
(книголюб, собиратель книг). Как впоследствии писал один из биографов
Тропинина, «ему [Соболевскому] хотелось сохранить изображение поэта, как он есть,
как он бывал чаще, и он просил Тропинина, одного из лучших тогдашних
портретистов Москвы, если только не России, нарисовать ему Пушкина в домашнем
халате, растрёпанного, с заветным перстнем на пальце».
Тропинин
добросовестно выполнил пожелания заказчика. При этом внешняя «домашность»
воспринимается как «поэтический беспорядок», с которым зачастую связывают
представление о творческом вдохновении. Художник запечатлел не просто частного
человека в домашней обстановке, а поэта, полного творческих замыслов.
Пушкин
сидит боком к столу в непринуждённой позе и сосредоточенно смотрит вдаль;
возможно, в эти мгновения, навеки запечатленные художником, в его воображении
рождаются новые произведения. Поэт одет в просторную домашнюю одежду —
коричневый халат с синим воротником, вокруг воротники белой сорочки обмотан
большой тёмный шарф или платок. Золотисто-коричневый фон, коричневый столик вместе
с одеждой выступают своего рода обрамлением лица. Тропинин живо воссоздал на
полотне природную неправильность черт поэта, при этом передав их
одухотворённость.
Величавый
поворот головы, тщательно выписанные складки одежды, красиво облегающей фигуру
Пушкина — благодаря мастерству художника домашняя одежда напоминает античную
тогу.
Правая
рука лежит на столике, из-под руки виднеется раскрытая книга или рукопись. На
большом и указательном пальцах — перстни, которые имели немалое значение для
Пушкина, верившего в их мистическую силу.
Большой
палец правой руки украшает золотой перстень с квадратным зелёным камнем.
Известно, что у Пушкина имелось кольцо с изумрудом такой формы. Предполагается,
что этому кольцу поэт посвятил стихотворение «Храни меня, мой талисман». Перед
смертью он подарил кольцо врачу и лингвисту В. И. Далю. Сейчас пушкинский
перстень с изумрудом хранится в фондах Музея-квартиры А. С. Пушкина на Мойке,
12.
На
указательном пальце поэта золотое витое кольцо. Вероятно, именно его имел в
виду Соболевский, говоря о «заветном кольце». Знаменитый перстень- талисман
Пушкина представлял собой печатку с восьмиугольным сердоликом, на котором были
вырезаны надпись на еврейском языке и стилизованный узор из виноградных
гроздей. Это кольцо подарила Пушкину Е. К. Воронцова в 1824 г. накануне его
отъезда из Одессы. Этой женщине посвящён ряд стихов Пушкина, среди его бумаг
есть собственноручно им сделанный набросок, воспроизводящий её черты. Многие
биографы Пушкина полагают, что между ними были любовные взаимоотношения, хотя
высказываются и другие мнения — что роман Пушкина и Воронцовой всего лишь миф,
созданный стараниями исследователей жизни и творчества поэта.
Загадочная
надпись на кольце, согласно всем известным её переводам, вовсе не содержит
каких-либо заклинаний или особенно глубоких изречений. Она всего-навсего
гласит: «Симха, сын почётного рабби Иосифа, да будет благословенна его память».
Поэт
чрезвычайно дорожил этим кольцом и посвятил ему несколько стихотворений. После
Пушкина оно принадлежало В. А. Жуковскому, которому поэт подарил его перед
смертью, а впоследствии И. С. Тургеневу и певице Полине Виардо, которая
передала его в Пушкинский музей Александровского лицея (новое название бывшего
Царскосельского, где учился Пушкин, после перевода этого учебного заведения в
Петербург). Оттуда оно было похищено в 1917 г. Дальнейшая судьба кольца
неизвестна. Сохранились только оттиски камня на воске и сургуче и изображения
на портрете кисти Тропинина и посмертном портрете работы К. Мазера. На
тропининском портрете сердолика не видно, так как кольцо повёрнуто камнем
внутрь.
Современники
высоко оценили портрет, отметив бесспорное сходство изображения с оригиналом.
Хотя и высказывались мнения, что художнику не удалось передать характерный
быстрый взгляд Пушкина. Едва ли это так: взгляд поэта чрезвычайно выразителен и
полон внутренней энергии.
Картина
выполнена в сдержанных тонах: главное — лицо, композиционно расположенное в
центре.
Если
сравнивать эту работу с известным портретом Пушкина работы Кипренского, то,
конечно, картина Тропинина покажется более скромной, «домашней», хотя вряд ли
уступает ему по мастерству художника.
Сейчас
портрет находится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге.
|