Илья
Ефимович Репин (1844-1930) происходил из семьи военного поселенца. Впоследствии
художник утверждал, что среди его предков были мятежные московские стрельцы.
Детство и юность он провёл на Украине в городке Чугуеве (на территории современной
Харьковской области). Там же приобрёл первые серьёзные навыки живописи, которые
впоследствии углубил, обучаясь в петербургской рисовальной школе Общества
поощрения художеств, а затем и в Академии художеств.
Одной
из самых знаменитых полотен Репина является картина «Бурлаки на Волге»,
ставшая печальным символом непосильного труда и горемычной доли русского
народа. Не менее запоминающимися являются и другие работы художника:
«Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Иван Грозный убивает своего сына»,
«Царевна Софья в Новодевичьем монастыре», «Пушкин на лицейском экзамене в
Царском Селе 8 января 1815 года» и др. Среди работ Репина немало и портретов
известных людей — современников художника.
Актёр
Григорий Григорьевич Ге (1867-1942), портрет которого был написал Репиным в
1895 г., состоял в родстве с художником Николаем Николаевичем Ге, который
приходился ему дядей. На момент создания портрета Г. Г. Ге играл на сцене
Александринско- го театра в Петербурге, где приобрёл значительную известность.
Среди его ролей — Яго в «Отелло», Клавдий в «Гамлете», Иван Грозный в пьесе А.
К. Толстого «Смерть Ивана Грозного». Кроме того, являлся автором нескольких
пьес — «Набат», «Казнь», «Пляска мертвецов». Впоследствии, после революции, Г.
Г. Ге получил звание заслуженного артиста РСФСР.
Г.
Г. Ге был хорошо знаком с Репиным, часто бывал у художника в гостях. Григорий
Григорьевич хорошо разбирался в искусстве, и не только в сценическом.
Сохранилось письмо актёра к Репину, где речь идёт о картине «Запорожцы пишут
письмо турецкому султану». В этом послании ярко проявилась многогранная
одарённость натуры Ге.
Портрет
Г. Г. Ге выразителен и экспрессивен, что характерно для творчества Репина.
Актёр изображён на фоне интерьера, в котором присутствуют достаточно яркие
краски. Основным фоном для лица и фигуры Ге служит портьера персикового цвета.
Актёр непринуждённо сидит в большом кресле. В обивке валиков и подушек
варьируют разные оттенки зелёного, присутствует и персиковый цвет, но £юлее
яркий, чем портьера. В правой части картины небрежно намечен столик, покрытый
пёстрой темно-зелёной скатертью. На столике виднеются книги или рукописи,
возможно, это тексты ролей.
Художник
живо передал на полотне эффектную внешность актёра. Добавляет выразительности и
поза, в которой изображён Ге: правым локтем он опирается на валик, подпирая
ладонью высокий белый лоб, левая рука свободно
лежит на столике, фигура расположена по диагонали картины. Пронзительный
взгляд Ге устремлён снизу вверх. Аристократической внешности — тонкие
правильные черты лица, изящная кисть руки с длинными пальцами — под стать и
щёгольской наряд, и модная причёска. На Ге темно-синий сюртук, из-под которого
видны белоснежная сорочка и белый шейный платок. Брюки темно-голубого цвета,
на сюртуке тускло поблёскивает цепочка от часов. Свет падает таким образом, что
наиболее выгодно оттеняет красоту лица и руки. Однако отмечается и некоторая
манерность, но это вполне естественно, ведь Репин писал портрет актёра, а
сценическое искусство — это игра, которая нередко отчасти просачивается и в повседневную
жизнь артистов.
Портрет
Г.Г.Ге наряду с другими работами Репина впервые экспонировался на выставке,
организованной передвижниками, к числу которых одно время примыкал и Репин.
Картина вызвала неоднозначный отклик. Так, в газете «Московские новости»
высказывался следующий отзыв: «На выставке нынешнего года есть целый ряд
портретов, между которыми выделяются как звёзды первой величины портреты г.
Репина. Из них занимают первое место портрет г. Ге, не помещённый в каталоге,
портрет покойного Т. И. Филиппова и портрет княгини Тенишевой. Портреты Ге и
Филиппова сделаны масляными красками, тогда как портрет Тенишевой набросан
углем... Зритель точно видит перед собой живые души, живые характеры».
Заметка
в «Петербургской газете», напротив, содержала критическую оценку: «Артист
кажется слегка подрумяненным и вообще, слишком идеализированным».
Самому
Репину эта работа, по-видимому, нравилась. В письме к Г. Г. Ге от 4 февраля
1906 г. он упомянул, что ему самому портрет «показался нарядной вещью; есть
нечто торжественное и незаурядное в общем выражении целой вещи».
Некоторое
время картина оставалась у автора. Затем хранилась в частной коллекции,
возможно, в семье Г. Г. Ге. После революции 1917 г., как и многие другие
произведения искусства из частных собраний, стала собственностью государства. В
1946 г. Комитета по делам искусств при Совете Министров СССР передал картину в
Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств. Там картина
находится и в настоящее время. |