Борис Пастернак начал литературную
деятельность как поэт-футурист. Широкую
известность получил его сборник «Сестра моя —
жизнь», но вершиной литературного творчества
Б.Пастернака стал роман «Доктор Живаго». Это
произведение, впервые опубликованное за
границей, получило мировое признание,
доказательство тому — Нобелевская премия,
присуждённая писателю в 1958 году.
В романе «Доктор Живаго» Б.Пастернак показал
Россию первой трети ХХ века (отразил события
революции 1905 года, Первой мировой войны,
Октябрьской революции, гражданской войны), но
было бы неверно говорить лишь о
социально-политическом аспекте истолкования
произведения. На мой взгляд, «Доктор Живаго» —
нравственно-философский роман, в котором
писатель поднимает волнующие его проблемы любви
(к Родине и к женщине), дома, ответственности,
свободы личности, творчества.
Роман «Доктор Живаго» написан в традициях
жития святых: Б.Пастернак стилизует текст
Священного Писания ("в лесу обитает Бог, а по
полю змеится насмешливая улыбка диавола"),
проводит Юрия Андреевича через испытания, а
после их успешного преодоления канонизирует
своего героя, причисляет к лику святых
"Сыновей Человеческих".
Перед нами главный герой романа доктор Живаго
– любящий муж и отец, талантливый врач-диагност,
поэт. Ему свойственно обострённое восприятие
происходящих событий, Юрий Андреевич "всё
преувеличивал от волнения": лежащая "на
хирургической койке с подъёмною доскою" Тоня
казалась доктору "высившейся среди бухты
только что причаленной и разгруженной баркой,
совершающей переходы через море смерти к
материку жизни". Воспитанный в традициях
христианской морали, любви и сострадания к
ближнему, Юрий Андреевич с трудом привыкал к
кровавой "ложке взаимоистребления". Живаго,
изведавший ужасы войны, познавший ценности
человеческой жизни, почувствовал необходимость
в правде и духовной свободе, ненужность высоких
"фраз и пафоса", поэтому так восторженно
принимает он Октябрьскую революцию, восхищённый
"…простым приговором вековой
несправедливости", нашедший в нём (приговоре)
"что-то от безоговорочной светоносности
Пушкина, от невиляющей верности фактам
Толстого". Есть что-то в живаговском порыве от
извечного чувства вины российской интеллигенции
перед народом.
Наивысшую ценность для Юрия Живаго
представляет семья. Он искренне любит и уважает
Тоню, Александра Александровича, обожает сына
Сашеньку; но Б.Пастернак одаривает своего героя
страстной любовью к Ларе. Именно в любви к
женщине находит доктор своё искреннее призвание:
А я пред чудом женских рук,
Спины, и плеч, и шеи
И так с привязанностью слуг
Весь век благоговею.
Юрий Андреевич боготворит Женщину ("Быть
женщиной – великий шаг"), ибо она дарует жизнь
новому человеку, рождённому из хаоса, небытия,
почти смерти: "Отец, сын – он не видел гордости
в этом даром доставшемся отцовстве… Главное
была Тоня… подвергшаяся смертельной опасности и
счастливо её избежавшая".
Ж изнь Живаго прошла на одном дыхании, на грани
бытия (недолгого семейного счастья с Тоней,
страстной любви к Ларе) и небытия (в кровавом
месиве Первой мировой войны, в "лесном
ведомстве"), потому и умирает пастернаковский
герой от разрыва сердца, не выдержавшего
сумасшедшего ритма жизни. Плач Лары по Юрию
Андреевичу – кульминация романа, женщина
обращается к любимому как к живому: "Вот и
снова мы вместе, Юрочка… Подумай!.. Помнишь… Ты
понятия не имеешь…" Лара вспоминает
счастливые минуты, проведённые вместе: "…их не
покидало… чувство принадлежности… ко всей
вселенной… Они дышали только этой
совместностью". Невольно соотносится с этим
причитанием плач Магдалины по Христу:
Но объясни, что значит грех,
И смерть, и ад, и пламень серный,
Когда я на глазах у всех
С тобой, как с деревом побег,
Срослась в своей тоске безмерной.
В енец романа – цикл стихотворений Ю.Живаго,
посвящённый жизнеописанию самого героя
(стихотворения «Гамлет», «Объяснение», «Осень»,
«Разлука», «Свидание») и Христа («Рождественская
звезда», «Магдалина», «Гефсиманский сад»). Это
своеобразное Евангелие от Юрия Живаго, духовное
завещание, в котором он прощается с миром:
Прощай, размах крыла расправленный,
Полёта вольное упорство
И образ мира, в слове явленный,
И творчество, и чудотворство.
Б.Пастернак, наделив своего героя поэтическим
даром, сделал его богоравным, поэтому становится
явственной соотнесённость судьбы Живаго с
судьбой Христа, а евангелие от Юрия Живаго
становится евангелием от Б.Пастернака.
В романе «Доктор Живаго» Б.Пастернак показал
разрушение личности, нравственных ценностей не
столько властью, сколько самим человеком:
"...быстро всё поменяли... без сожаления
расстались с самостоятельной мыслью, которой ни
у кого, видно, не было". Образ Юрия Живаго –
символ всепобеждающей духовности, вечных
идеалов человечества.
Закрывая роман, я слышу бушующую за окном
метель, вой волков и неистовый шёпот,
повторяющийся как заклинание:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела. |