Роман "Мастер и Маргарита” — "лебединая
песня” М.А. Булгакова. Он дописывался его
слабеющей рукой в 1940 году. Тем не менее первый
роман Булгакова – "Белая гвардия”, написанный в
1924 году и отделённый от последнего эпохой в 16 лет,
связан с романом "Мастер и Маргарита” целым
блоком тем и проблем: темой семейного очага и
любви, темой предательства, проблемой расплаты
за вину, темой города; связаны оба произведения и
"дьявольщиной”, и использованием библейских
мотивов. Эти вопросы, как и главный вопрос ("Что
есть истина?”), всегда волновали писателя, и он
ответил на них в своём последнем романе.
Открывается роман спором между "немцем”,
"англичанином”, "французом”, "поляком”
Воландом и Берлиозом. Берлиоз, ещё не догадываясь
о "шестом доказательстве”, пытается убедить
оппонента в том, что его, чёрта, не существует.
Спор этот даёт толчок важному, длящемуся на
протяжении всего романа спору "бытия” и
"небытия”. Воланд, олицетворяющий в романе
"бытие”, делает насмешливо-ироничное замечание:
"...что же это у вас, чего ни хватишься, ничего
нет” – не только Берлиозу и Понырёву, но и всей
Москве, лишённой духовных ценностей и
символизирующей "небытие”.
Сам жанр романа в романе служит для
сопоставления мира духовного и мира "небытия”.
Сцены из московской жизни: танцующие литераторы
с говорящими псевдонимами Глухарёв,
Богохульский, Сладкий в ресторане "Дома
Грибоедова”, представление в Варьете,
происшествия с дьявольскими деньгами — рисуются
при помощи приниженного стиля. Но стоит
перелистнуть несколько страниц, и мы увидим:
"Солнце уже снижалось над Лысой горой, и была эта
гора оцеплена двойным оцеплением” — строки,
повествующие о самом важном событии в духовной
жизни человечества — распятии Иешуа.
Евангельский стиль как бы спорит с разговорным, и
спор этот вторит столкновению "бытия” с
"небытием”.
Булгаков не предоставляет нам права выбирать,
кто прав в этом споре. На балу нечистой силы
Воланд показывает неверность "той теории, что
при отрезании головы жизнь в человеке
прекращается, он превращается в золу и уходит в
небытие”. Наказание за веру — в самой вере.
"...Каждому будет дано по его вере. Да сбудется же
это!” — восклицает Воланд и делает из черепа
своего противника Берлиоза рюмку, отправляя его
в небытие.
Наказание за вину лежит в самой вине — одна из
идей романа. Предатель, "наушник и шпион” барон
Майгель, задачей которого было "подсмотреть всё
и подслушать всё, что можно”, на балу, убит. Его
кровь выпита мессиром из чаши-черепа, и душа
барона отправилась вслед за обладателем этого
черепа. Иуда, вина которого состояла в том, что он
за деньги задал Иисусу провокационный вопрос и,
не ведая того, предал Иисуса, в наказание был убит
в Гефсиманском саду, причём также по неведомым
ему причинам. Но, в отличие от Евангелия, где Иуда
совершает "предательское лобзание” и где ему
нет прощения, в романе "Мастер и Маргарита” он
прощён, ибо он не ведал, что творил.
Предательство совершает ещё один герой романа,
"сын короля-звездочёта, жестокий пятый
прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат”. Он
побоялся погубить свою карьеру и отступил перед
требованием Синедриона казнить странствующего
философа. Понтий Пилат предал своё стремление к
истине и был наказан осознанием своей вины и
бессмертием, которое он ненавидел. Однако именно
осознание вины, то духовное преображение,
которое внёс в его жизнь Иешуа и которое
символически представлено в виде освобождения
от болезни, в конечном итоге позволило ему
обрести прощение и "покой”. После освобождения
он, не задумываясь, предотвратил бы казнь, будь у
него такая возможность.
Мастер и Маргарита, в отличие от Понтия Пилата,
изначально не способны на конформизм. За
неподчинение окружающему "небытию”, за процесс
постижения истины, переродившийся в создание
романа, Мастер попадает в клинику Стравинского.
"Невидима и свободна!” — первые мысли, которые
возникли у Маргариты после того, как она стала
ведьмой. В Маргарите и до превращения было что-то
от ведьмы — сильное чувство внутренней свободы.
Мир Мастера и Маргариты несовместим с миром
"небытия”, поэтому их семейный очаг напоминает
островок, который вот-вот будет поглощён
окружающей стихией. По мысли автора, только в
этих условиях могла родиться истина в душе
человека.
Единственный вопрос, не получивший в романе
однозначного ответа, — это вопрос Понтия Пилата:
"Что есть истина?” Воланд, точно предсказавший
судьбу многих героев романа, неопределённо
высказался о разговоре прокуратора и Иешуа об
истине: "...может быть, они до чего-нибудь
договорятся”. Автор не отбирает у читателя права
самому выбирать свою истину.
Финал романа печален и грустен. Если в пьесе
"Фауст” Гёте даёт личностям, ищущим истину,
надежду на "свет”, то Мастер может рассчитывать
только на "покой”. Истоки этого пессимизма — в
трагической судьбе М.А. Булгакова, с конца
двадцатых годов писавшего только "в стол”, в
трагизме XX века вообще. И всё-таки вместе с
печалью и грустью после прочтения остаётся
какое-то светлое ощущение. В мире есть истина; её
очень трудно, но возможно постичь. В мире есть
"свет”, иначе не было бы тени от шпаги Воланда.
|