"Отцы и дети" — одна из
вечных книг русской литературы. Вокруг нее не утихают споры, и, очевидно, не
только потому, что новое поколение читателей по-разному воспринимает сложную
позицию автора, но и потому, что книга запечатлела вечный и неизбежный для
истории момент смены поколений. В романе показана жизнь дворянской семьи Кирсановых. Это лучшие
представители дворян-аристократов того времени. Старший из Кирсановых — Николай
Петрович — человек добрый, но достаточно ограниченный. Раньше он вращался в
свете, но давно растерял все светские связи и поселился в деревне. Вся его
деятельность направлена только на то, чтобы хозяйство не прогорело и приносило хоть
какой-то Он любит искусство: литературу, музыку, но это всего лишь то, что
осталось от его аристократического
воспитания.
Николай Петрович по идеологическим
соображениям выступает в романе
противником Базарова. Но для Базарова этот либерал вряд ли представляет собой
достойного противника,- поэтому и отношение к нему Базарова соответственное —
пренебрежительное, с легкой иронией.
Более
упорно защищает свои
позиции Павел Петрович — еще один представитель поколения отцов и
сторонник
дворян. Но его время уже прошло. Все, что у него осталось, — это
светский лоск
и изысканные манеры, которыми можно было гордиться в аристократических
салонах и которые в деревне выглядят просто смешными. Его ухоженные руки
с длинными ногтями, костюм и лаковые полусапожки также не к месту и только лишний раз указывают на его праздный образ жизни. Даже дуэль, на которую он вызвал Базарова, не более
чем дань традиции его прежней светской жизни. Таковы отцы — дворяне 60-х годов XIX века.
Аркадий Кирсанов —
представитель молодого поколения. По происхождению аристократ, он перенял те
манеры и взгляды, что исповедовали его отец и дядя. Но в романе Аркадий
предстает как ученик Базарова. Эти два героя познакомились в университете, где
вместе учились. Аркадию нравилась независимая натура Базарова. Это и стало
фундаментом, на котором основывалась их дружба. Аркадию не столько
нравились взгляды Базарова, сколько
привлекал сам учитель. Аркадий хотел бы стать похожим на своего учителя, но на
самом деле эти два молодых человека очень разные. Уже с первого знакомства с
ними мы видим, насколько различаются эти люди, и уже тогда удивляемся их странной дружбе.
Приехав
погостить к Аркадию,
Базаров попал в чуждую ему дворянскую
семью. Грубоватость его облика (обветренное лицо, красные руки),
простота одежды («длинный балахон с кистями») и далекие от изысканности
манеры никак не вязались с утонченными манерами, аккуратностью в одежде,
красивой речью Аркадия. Происхождение Базарова тоже отличалось от
происхождения Аркадия. Мать Базарова, правда, принадлежала к дворянскому
роду, но эта обедневшая дворянка более походила теперь на обыкновенную крестьянскую чем на светскую даму. Отец Базарова
— простой лекарь, живущий за счет своей лечебной практики.
Демократами
были в
большинстве своем люди не дворянского
происхождения. На первое место они ставили практическую деятельность.
Поэтому Базаров гордился своими предками по отцовской линии («мой дед землю.
Для Базарова главным делом был труд, самовоспитание. Он
не сидел на месте, занимался естественными науками, даже в имении Кирсановых
проводил опыты, Это являлось еще одной отличительной чертой Аркадия и
Базарова. Аркадий приехал домой отдыхать, ему неинтересно было трудиться
подобно Базарову.
В 60-х годах XIX века среди
разночинцев-демократов большое внимание уделялось естественным наукам, их
ставили гораздо выше всяких красивых размышлений об искусстве. Поэтому нет ничего
удивительного в том, что Базаров отрицательно относится к Пушкину, к поэзии и
литературе вообще, музыку считает недостойным занятием для мужчины. А каких
взглядов придерживается его ученик? Аркадий любит литературу, поэзию, музыку,
что еще раз доказывает их разные позиции. Увлечение Аркадия Базаровым было
поверхностным. Он не разделял его взгляды и не понимал до конца своего
учителя. Уже в имении мы видим их спор по этому поводу, когда речь заходит о
природе. Для Аркадия природа далеко не пустяки, он может любоваться ею,
чувствовать ее красоту. Базаров судит о природе как материалист, для него
важно только одно — чтобы она приносила практическую пользу. Борясь с
преклонением перед природой «романтиков», Базаров противопоставляет ему другой
подход — подход естествоиспытателя. «Акация да сирень — ребята добрые, ухода
не требуют» — в таком духе смотрит он и на сад в Марьине, и на рощу
отца. Взгляд Базарова на природу односторонен. Природа не поражает его своей
красотой, он считает, что в ней нет «художественного смысла».
По-разному ведут себя Аркадий
и Евгений в любви. Базаров любит Одинцову так же страстно, как и Аркадий
Катю. Но Базарову не нравится «рассиропившийся» перед Катей Аркадий. Любовь своего
друга Базаров определил кратко:
«бланманже». Евгению и не нужны были такие женщины,
как Катя.
Его привлекали женщины,
подобные Одинцовой. Именно Одинцова оказалась способной возбудить в нигилисте
Базарове, долгое время отрицавшем любовь,
сильное чувство.
Но эта любовь для Базарова
оказалась неразделенной и трагичной. Холодная и эгоистичная Одинцова не
смогла понять Базарова. Да и Базаров, несмотря на свою любовь, боялся
«мещанского счастья», которое полностью переменило жизнь Аркадия. Дороги учителя и ученика расходятся.
Аркадий полностью отходит от Базарова и идет по пути своих родителей. Он
женится, заводит хозяйство и ведет его гораздо успешнее, чем его отец. Аркадия
вполне устраивает его тихая, спокойная жизнь. Младший Кирсанов не обладал силой духа и
мужеством Базарова.
Он не был готов к той борьбе,
которая бы предстояла ему, согласись он
до конца следовать по пути своего учителя. Порывая с-Ар-кадием, Базаров
сказал: «...мы
прощаемся
навсегда, и ты сам это чувствуешь... Ты славный малый;
но ты все-таки мякенький, либеральный барич... »
Базаров остался в
одиночестве, ему не на кого опереться. Он одинок у Кирсановых, его отталкивает
Одинцова, истинных учеников у него нет, расстаются они и с Аркадием. Это все неизбежные разрывы с
«феодалами», но не понят он и народом. В
этом и заключается главная причина обреченности Базарова. Перед смертью
тургеневский герой сомневается в правоте своих принципов: «Я нужен России...
Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?»
«Отцы и дети» — самый
значительный по содержанию роман Тургенева,
где отразился произошедший в России
знаменательный перелом в соотношении социальных сил. Автор показал, что дворянству,
все еще занимавшему господствующие позиции в жизни общества, уже неизбежно
приходится считаться с новыми, демократическими силами, которые и должны
будут прийти на смену дворянам.
ВАРИАНТ 2
В 1862 году Тургенев пишет
роман «Отцы и дети». В этот период намечается окончательный разрыв между двумя
общественными лагерями: либеральным и революционно-демократическим. В своем
произведении Тургенев показал человека новой эпохи. Это демократ-разночинец
Базаров. На протяжении почти всего романа Базарова сопровождает его друг
Аркадий. По происхождению, да и по общественному положению, они принадлежат к
разным общественным классам.
По своим убеждениям Базаров
«демократ до конца ногтей». Друзья вместе
учатся в университете, и их связывает несколько лет дружбы.
Поначалу Аркадий попадает под
влияние Базарова, он хочет быть похожим на Евгения и при этом он искренне
разделяет взгляды старшего и более авторитетного товарища. Примкнуть к нигилистам
Аркадия заставляет «молодая смелость да молодой задор». Но он не
руководствуется идеями Базарова в жизни. Они не становятся
органической частью его, поэтому он так легко впоследствии от них откажется. В
дальнейшем Базаров говорит Аркадию: «Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь
тебя замарает». То есть Аркадий не готов к «терпкой, горькой бобыль-ной жизни»
революционера.
Базаров, давая оценку жизни
революционера, и прав, и не прав. Ломка сложившихся устоев, традиций, взглядов
всегда вызывает яростное сопротивление старого мира, и передовым борцам
приходится тяжело. Революционно-демократический идеал счастья — революционная
деятельность на благо народа, несмотря на личные невзгоды.
Аркадий, разумеется, не готов
к этому, так как он, по выражению Евгения, «мяконький либеральный барич». В
«молодом задоре» либералы не идут дальше благородного кипения, а для Базарова это —
«пустяки». Либералы не «дерутся», а «воображают себя молодцами; революционеры
же драться хотят». Давая оценку Аркадию, Базаров отождествляет его со всем
либеральным лагерем. Избалованный жизнью в дворянской усадьбе, Аркадий
«невольно любуется собою», ему приятно «самого себя бранить». Базарову это
скучно, ему «других ломать надо». Аркадию только хотелось казаться революционером,
в нем было много юношеского позерства, а в душе он всегда оставался «либеральным
баричем».
Но Аркадий пока что этого не
понимает. Самого себя он до поры до времени считает «борцом» и ценит Базарова
за силу воли, энергичность, умение работать. В имении Кирсановых Базарова
поначалу принимают радушно. Аркадий просит
родных позаботиться о Базарове. Но революционный демократизм Базарова
абсолютно не вяжется с либеральным аристократизмом дома Кирсановых. Он не вписывается
в их жизнь, полную праздности. И здесь, в гостях, Базаров продолжает работать. Образ
жизни друзей в имении выражен фразой автора: «Аркадий сибаритствовал, Базаров
работал». Базаров проводит опыты, читает
специальные книги, собирает коллекции, лечит деревенских мужиков, По
убеждениям Базарова, труд — необходимое условие жизни. Аркадий же ни разу не показан за работой.
Здесь, в имении, также раскрывается отношение Базарова и к природе, и к народу.
Природу Базаров считает не
храмом, а мастерской, а человека в ней — работником. Для Аркадия, как и для
остальных Кирсановых, природа — объект любования, созерцания. Для Базарова
такое отношение означает барство. Он возражает против молитвенного созерцания
природы, бессмысленного с его точки зрения наслаждения ее красотой. Он требует
активного отношения к природе, к окружающему миру. Сам он. относится к природе
как заботливый хозяин. Природа радует его тогда, когда он видит плоды
активного вмешательства в нее. И тут тоже точки зрения Аркадия и Базарова
расходятся, хотя Аркадий об этом пока еще не
говорит.
Различно отношение Базарова и
Аркадия и к любви, и к женщине.
Базаров относится к любви скептически. Он говорит, что с женщиной только дурак
может чувствовать себя свободно. Но знакомство с Одинцовой меняет его взгляды
на любовь. Она производит на Базарова впечатление своей
красотой, обаянием, умением держать
себя с достоинством и тактом. Чувство к ней у него возникает, когда между
ними начинается духовное общение.
Одинцова умна, способна понять
неординарность Базарова. Евгений же, несмотря на внешний цинизм, обнаруживает
в любви и эстетическое чувство, и
высокие духовные запросы, и уважение к любимой женщине. Но Одинцова по сути своей —
барыня-эпикурейка. Покой для нее превыше всего. Поэтому она гасит в себе
появляющееся чувство к Базарову. И в этой ситуации
Базаров держит себя с достоинством, не раскисает и продолжает работать.
Упоминание о любви к Одинцовой вызывает у Базарова
признание в «сломанности», и говорить
он об этом не хочет, Аркадию знакомство с Катей,
младшей сестрой Одинцовой, открывает,
что его идеал «ближе», то есть он в семье, в имении. Аркадий понял, что он
«уже не тот заносчивый мальчик», что он до сих пор
«задавал себе задачи, которые ему не по силам», то есть Аркадий признается,
что жизнь революционера не для него. Да и сама Катя говорит, что Базаров
«хищный», а Аркадий — «ручной».
Базаров близок крепостным
людям. Он для них «свой брат, не барин». Это подтверждает и речь Базарова, в
которой много народных пословиц и поговорок,
и его простота в общении с простым народом. Хотя в имении его отца крестьяне
относятся к Базарову, как к барину, во всех остальных эпизодах романа для
народа он более «свой», чем любой из Кирсановых. Аркадий
в большей степени остается для людей
барином, хозяином. Правда, бывает и так, что какой-нибудь незнакомый мужик
принимал Базарова за чудака, когда тот хотел
«поговорить с народом». Но это случалось нечасто.
К тому же Базаров
требователен, можно даже сказать, слишком
требователен, к себе. Он говорит Аркадию, что «каждый человек
сам себя воспитать должен».
Его приверженность нигилизму приводит к тому, что он начинает стыдиться
естественных человеческих чувств. Он стремится подавить в себе их проявления.
Отсюда некоторая сухость Базарова, даже по отношению к самым близким людям. Но на вопрос Аркадия,
любит ли Базаров своих родителей, он отвечает просто и искренне: «Люблю,
Аркадий!»
Однако следует отметить, что
родители Базарова безнадежно «отстали»
от своего сына. Они не могут идти не только вровень, но и вслед за ним.
Правда, эта «отсталость» стариков Базаровых не заслуживает не совсем
почтительного, а иногда — и попросту наплевательского — отношения к ним
Енюшки.
Разве можно требовать от
стариков, чтобы они думали и действовали, как
молодые люди? Разве не благодаря стараниям родителей Базаров получает
образование? В этом случае максимализм Базарова выглядит весьма неприглядно.
Аркадий любит своих близких,
похоже, стесняется этой любви. Базаров дает меткую, исчерпывающую, но при этом
достаточно злую характеристику отцу и дяде Аркадия, на что Аркадий
возражает, но как-то вяло. Этим он как бы
поддерживает точку зрения Базарова, который считает, что нигилист не должен
выражать свои чувства. Аркадий вспылил лишь тогда, когда Базаров за глаза
обозвал его дядю «идиотом». Возможно, именно в этот момент в отношениях друзей
обозначилась первая серьезная трещина.
Следует отметить, что
базаровский нигилизм, к сожалению, приводит к отрицанию старого и нового
искусства. Для него «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они (то есть новые
художники) не лучше его». Он заявляет, что «в сорок четыре года играть на виолончели
глупо», а Пушкина читать и вообще «никуда не годится». Искусство Базаров считает
формой наживы. Для него «порядочный химик полезней всякого
поэта», а искусство не способно что-то изменить в жизни. Это крайность
базаровского нигилизма. Базаров подчеркивает значение ученых для России, так
как в науке Россия в то время отставала от Запада. Но Аркадий-то на самом деле
любит стихи, и он читал бы Пушкина, если бы Базарова не было рядом.
Аркадий и Базаров как бы
противостоят друг другу; сначала это
противостояние совсем незаметно, но постепенно, по ходу развития действия,
оно усиливается и доходит до открытого конфликта и разрыва дружеских отношений.
В этом проявляется один из аспектов конфликтности романа, выраженной приемом контраста. Заметим,
что в данном случае конфликтуют уже не «отцы» и «дети», а, если можно так
выразиться, «дети» с «детьми». Таким образом, разрыв Базарова и Аркадия неизбежен.
Аркадий не готов к «терпкой,
горькой бо-быльной жизни» революционера.
Базаров и Аркадий прощаются навсегда. Евгений расстается с Аркадием, не
сказав ему ни одного дружеского слова, а высказывать их для Базарова — «романтизм».
Аркадий находит идеал жизни в
семье. Базаров умирает, оставшись верным своим воззрениям. Именно перед смертью
проверяется сила его убеждений. Аркадию же нигилистические убеждения не
привились. Он понимает, что жизнь революционного демократа не для него.
Базаров умирает нигилистом, а Аркадий остается «либеральным баричем». И в
конце романа Аркадий отказывается помянуть своего бывшего друга за общим
столом. |