Стихотворение
Брюсова "Кинжал" отсылает сразу к двум классическим стихотворениям -
пушкинскому "Кинжалу" и стихотворению Лермонтова "Поэт". От
них стихотворение Брюсова наследует метрику, ритм, образный ряд.
Стихотворение Пушкина в меньшей степени значимо для понимания брюсовского
"Кинжала": Пушкин воспевает кинжал как орудие возмездия, как символ
освобождения от тирании. Образ кинжала никак не связан здесь с идеей поэта,
поэзии, как в стихотворении Брюсова. Однако поэтическая традиция, которой принадлежит
"Кинжал" Брюсова, начата именно стихотворением Пушкина. Об этом
свидетельствует и метрика стихотворения: как и пушкинское, стихотворение
Брюсова написано разностопным ямбом. Правда, у Пушкина чередование четырёх-,
пяти-, шести- и семистопных строк свободно и не повторяется в разных строфах,
тогда как все строфы у Брюсова имеют схему 6-7-6-5; но пронизанное духом
свободы стихотворение Пушкина, видимо, и не могло иметь строго порядка в
чередовании разностопных строк. Брюсов же делает акцент не на свободе, а на
отточенности, безупречности своего дара-оружия.
Лермонтовский "Кинжал" гораздо активнее используется Брюсовым. Само
уподобление поэта кинжалу, противопоставление поэта толпе, строгое чередование
шестистопных строк с мужскими рифмами и пятистопных - с женскими (у Брюсова
также все строки из 6 стоп нечётны и имеют мужские окончания. а строки из 5 и 7
стоп - женские) - всё это объединяет стихи Лермонтова и Брюсова. Но на этом
общем фоне особенно отчётливо видны различия.
Лермонтов говорит о поэте, позабывшем о своём предназначении и потому подобном
разукрашенному, но бесполезному кинжалу, которым забавляется праздная толпа. У
Брюсова поэт сам отказывался от служения людям, пока не почувствовал голоса
бури, не услышал зова истории; он верит, что его песнь созвучна грядущим
потрясениям, а потому готов снова быть "с людьми".
Вообще Брюсов скорее отталкивается от традиции, чем следует ей. Лермонтовский
"Поэт" выстроен как аллегория: картинное описание кинжала, его судьбы
получает истолкование во второй половине стихотворения. Стихотворение Брюсова
начинается даже не с рассказа о кинжале, а с короткого упоминания о
"нём" - если не читать названия, не сразу и догадаешься, о чём идёт
речь - кинжал, меч, нож? И тут же появляется фигура поэта - причём фигура
отвлечённая; лишь во второй строфе автор говорит, что поэт - он сам (ещё одно
отличие от стихотворения Лермонтова: там автор постоянно обращается к поэту
"ты", и мы можем лишь догадываться, подразумевает ли Лермонтов самого
себя).
В трёх строфах из пяти речь вообще идёт не о кинжале, а о том, как поэт
относится к окружающим; да и в обрамляющих стихотворение строфах кинжал -
вспомогательный образ. Брюсов использует хрестоматийные стихотворения, чтобы на
их фоне вывести собственный рисунок.
В то же время Брюсов как бы реализует пророчества, содержащиеся в стихах
Пушкина и Лермонтова. Орудие возмездия наконец востребовано; "осмеянный
пророк" не только проснулся, но и встаёт во главе начинающегося движения.
|