Образ
русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями
его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали
неповторимый образ некрасовской «величавой славянки», во внешнем облике
которой воплотились народные представления о настоящей красавице:
Красавица
миру на диво,
Румяна,
стройна, высока,
Во
всякой одежде красива,
Ко
всякой работе ловка.
Русская
женщина у Некрасова отличается и душевным богатством. В образе русской крестьянки поэт показал человека
высоких нравственных качеств, не теряющего веру, не сломленного никакими горестями. Некрасов воспевает ее стойкость в жизненных
испытаниях, гордость, заботу о семье
и детях.
Наиболее
полно эти качества русской женщины
раскрываются в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной в поэме «Кому на Руси жить
хорошо». Эта женщина сама со страниц поэмы рассказывает нам о своей нелегкой
судьбе. В ее рассказе — житейские тяготы всех русских крестьянок того времени:
постоянные унижения, разлука с мужем, страдания матери, потерявшей сына, вечная
нищета... Но она все может стерпеть:
Ходила
с гневом на сердце,
А
лишнего не молвила
Словечка
никому.
Но
Матрена Тимофеевна не потеряла чувство собственного достоинства, в ее рассказе
слышится и протест («В груди у них нет душеньки... На шее - нет креста!»).
Нелегкую женскую судьбу она сравнивает с тремя петлями шелку белого, красного
и черного и говорит странникам: «Не дело вы затеяли — средь баб счастливую
искать!»
Это
подтверждает и судьба Дарьи, описанная Некрасовым в поэме «Мороз, Красный нос».
Мы видим нелегкую долю крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу, и
от этого погибает. Ее судьба также воспринимается как типичная участь русской
женщины:
Три
тяжкие доли имела судьба,
И
первая доля: с рабом повенчаться,
Вторая
— быть матерью сына раба,
А
третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти грозные доли легли
На
женщину русской земли.
Забота
о семье, воспитание детей, работа
по
дому и в поле, даже самый тяжелый
труд —
все это лежало на Дарье. Но она не сломилась под этой тяжестью. В образе Дарьи
Некрасов показал лучшие черты русской женщины, в которой внешняя привлекательность
сочеталась с внутренним нравственным богатством.
Именно
этим и восхищается поэт. Он говорит о русских крестьянках, что «грязь обстановки
убогой к ним словно не пристает.Такая женщина
«и и холод выносит». В ее душе еще остается место и состраданию. Дарья пошла за
много верст за чудотворной иконой, которая могла бы вылечить ее мужа, а Матрена
Тимофеевна прощает Савелию-богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее ребенка.
Героиня
Некрасова способна на нравственный подвиг. Подтверждением этому служат и
образы княгинь Трубецкой и Волконской, созданные в поэме «Русские женщины». В
этой поэме Некрасов воспел подвиг жен декабристов, разделивших
горестную судьбу своих мужей. Мы видим, как все доводы губернатора в
разговоре с княжной Трубецкой («Пускай вот муж - он виноват... А вам терпеть...
за что?»,
«бежите
вы за ним. Как жалкая раба») разбиваются о твердость принятого княжной решения.
В тяжелую минуту она должна быть рядом с мужем. И никакие лишения на этом пути
ее не остановят. То же можно сказать и о княжне Волконской, чья жизнь полна
«печальных потерь». «Делила с ним радость, делить и тюрьму должна я... Так небу
угодно!..» — го-героиня. В ее словах — и любовь, и чувство долга.
Тот
факт, что первоначальное название поэмы
«Декабристки» Некрасов заменил на обобщенное «Русские женщины», говорит сам за
себя. Лучшие качества, присущие героиням этой поэмы, — сила духа, умение пожертвовать
собой, воля — это черты русской женщины, к какому бы социальному классу она ни
принадлежала. Поэт отдает должное нравственной
красоте и подвигу русской женщины:
И если
я наполнил жизнь борьбою
За
идеал добра и красоты
И
носит песнь, слагаемая мною
Живой
любви прекрасные черты.
О мать моя, подвигнут я тобой,
Во мне
спасла живую душу ты.
Вариант 2
Ключи
от счастья женского,
От
нашей вольной волюшки
Заброшены,
потеряны
У Бога
самого!
Н. А.
Некрасов
Русская
женщина
всегда была для Некрасова главной носительницей жизни, выражением ее
полноты. Жизнь трудового крестьянина, жизнь женщины-труженицы являют
резкий контраст умиранию разлагающихся помещичьих усадеб. Голос женщины —
голос народа. Некрасовская героиня — человек не сломленный испытаниями, сумевший
выстоять. Некрасов, как никто смог почувствовать душу русской женщины. Она - символ жизни. Недаром даже Муза
Некрасова — «родная сестра» крестьянки. Тяжелый труд, терпение, заботы
являются уделом женщины. Ее судьба предопределена тем обществом, в котором она
живет.
В
стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой
впереди еще целая жизнь; она молода, полна веселья и озорства, будущая жизнь
кажется ей прекрасной и счастливой.
Но Некрасов предрекает ей участь всех женщин: жалкое, убогое существование, непосильный
труд, бедность:
Завязавши
под мышки передник,
Перетянешь
уродливо грудь,
Будет
бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
Похожую
судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении «Еду ли ночью по улице Его героиня — жертва несправедливости,
царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба
невзлюбила тебя», — говорит Некрасов. Всю жизнь героиня терпела несправедливость
и унижения. Сначала бил отец, потом муж. Когда же она вопреки всяким условностям
по-настоящему полюбила и «ушла на волю», это тоже не принесло ей радости.
В таком обществе, среди пустых и лживых людей, женщина встает на путь греха и
порока. Но в ее душе даже тогда
теплится искра надежды, а это значит, что она сумеет преодолеть себя и вступить
на праведный путь.
Прекрасный
образ женщины, воплотившей в себе лучшие черты всех русских женщин, создан в
поэме «Мороз, Красный нос».
Поэт
восхищается красотой своей героини Дарьи, ее ловкостью, силой. Внешняя привлекательность
в этой простой крестьянке сочетается с внутренним нравственным богатством, с
самоотверженностью и душевной стойкостью.
Судьба
Дарьи в поэме «Мороз, Красный нос»
воспринимается как типичная участь русской женщины-крестьянки:
Три
тяжкие доли имела судьба,
И первая
доля: с рабом повенчаться,
Вторая - быть
матерью сына
раба,
А третья — до гроба рабу покоряться,
И все эти
грозные доли легли
На женщину русской земли.
Правда,
Дарья избежала одной из "тяжких мук" «до
гроба рабу покоряться». Ее отношения с Проклом сложились на редкость счастливо.
Муж ее любил той сдержанной, несколько суровой любовью, которая характерна для
крестьянских семей. Но счастье длилось
недолго. Похоронив мужа, Дарья пошла в лес, чтобы нарубить дров. Мороз-воевода
предлагает ей свое царство, «голубой дворец»
и вместе с этим спокойствие, забвение от мук, небытие. Но она, замерзая, последним
усилием воли воскрешает в памяти всю свою прошлую жизнь, пусть тяжелую и беспросветную,
но все же дорогую ей. С той же покорностью, с которой она сносила все удары
судьбы, Дарья разговаривает с Морозом. На вопрос его: «Тепло ли тебе, молодица?»
— трижды отвечает: «Тепло». С ее губ не сорвалось ни жалобы, ни стона. Поединок
ее с Морозом — это подвиг как Дарьи, так и всех женщин.
Величавый
и светлый образ русской женщины встает перед нами в поэме «Кому на си жить
хорошо». Это крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая
происходит в непосильном труде, — мер
удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как
Матрена, Некрасов писал:
Коня
на скаку
остановит,
В
горящую избу войдет.
Никакие жизненные
неудачи и удары судьбы не сломят ее, она способна выдержать любые
испытания, и, несмотря ни на что, не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно
несет свой крест. Некрасов осмысливает историю Матрены, рисует ее героический
жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь.
Шли на
подвиг, когда ехали на каторгу за мужьями, жены декабристов. Пленительно
прекрасные образы замечательных женщин — княгини Трубецкой и княгини Волконской
— создал Некрасов в поэме «Русские женщины». Ни страх потерять дворянство, ту
среду, где они выросли, ни боязнь каторжной жизни ни остановили их.
Ужасна
будет, знаю я, мужа моего.
Пускай
же будет и моя
Не
радостней его! —
этими
словами отвечает Трубецкая губернатору на его попытку «образумить» женщину.
В
любых условиях некрасовская женщина оставалась красивой, гордой и светлой в
своем величии, такой, которую можно сравнить с Богородицей на полотнах русских
художников:
Тяжелые
русые косы
Упали
на смуглую грудь,
Покрыли
ей ноженьки босы,
Мешают
крестьянке взглянуть.
Она
отвела их руками,
На
парня сердито глядит.
Лицо
величаво, как в раме...
«Кто
же защитит тебя?»
— обращается Некрасов
к женщине. Эту тяжелую роль защитника женщины, подвиг которой так незаметен,
но велик, поэт берет на себя.
|