Вариант 1
Язык поэзии для истинного поэта — главное средство самовыражения личности, инструмент познания жизни, «углубленного проникновения в тайны мироздания» и воздействия на общественную жизнь. А. С. Пушкин писал много стихотворений на случай, в альбом, шутливые стихи, эпиграммы, которые хоть и отмечены печатью таланта, задором, брызжущей энергией, упоенностью творчеством, все же ограничены тематически, художественно творческой задачей. Поэт не придавал большого значения этим стихам, хоть они помогали шлифовать стиль, но, рано осознав свое призвание, неоднократно обращался к теме роли, назначения настоящей поэзии в жизни общества.
Пробуждение национального самосознания, демократическое преобразование общества, просвещение народа в духе свободолюбия, нравственной чистоты с помощью просто призывов неэффективно. В стихотворении «Деревня» поэт болезненно переживает ограниченность воздействия поэзии на умы и сердца людей, несовершенство своего поэтического языка в эмоциональном воздействии на читателя. Как добиться духовного освобождения раскрыть ему глаза на унижающий человеческое достоинство порядок вещей, где царит вопиющая социальная несправедливость; «барство дикое» и «рабство тощее»?
С горечью и надеждой восклицает поэт:
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Но как бы ни трудна была сверхзадача поэзии, А. С. Пушкин неуклонно стремился достигнуть ее, находя точные изобразительные средства для воплощения духовных идеалов и высокого накала души. Поэта угнетает наличие жандармской цензуры, признающей только официозную литературу, отвергающей все живое, смелое, прогрессивное. В стихотворении «Послание цензору» негативная роль последнего в литературном процессе выражена автором четко и недвусмысленно:
Докучным евнухом ты бродишь между муз;
Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус,
Ни слог певца «Пиров», столь чистый, благородный, —
Ничто не трогает души твоей холодной.
А. С. Пушкин искренне пытался пробудить в народе вольнолюбивые настроения, чувство собственного достоинства, стремление к справедливому социальному переустройству, но тщетно: голос одинокого поэта, «свободы сеятеля пустынного», остается гласом вопиющего в пустыне! Благородная, высокая миссия поэта — служение народу, его духовное, нравственное совершенствование — остается невостребованной, неуслышанной:
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...
В стихотворении «Пророк» А. С. Пушкин наиболее полно и ярко выразил свои представления о роли поэзии в жизни общества, о высокой, мучительно трудной, самоотверженной и благородной миссии поэта. Автор использует сюжет библейской легенды, в которой посланник Бога серафим очищает избранного из прочих человека от скверны, поразившей мир, дает ему силы вскрывать язвы общества и совершать возмездие, так как сердце народа огрубело настолько, что не воспринимает ни правду и добро, ни критику и насмешку.
Пушкин использует в стихотворении только часть библейского сюжета о чудесном превращении человека в пророка. Лирический герой, жаждущий духовного очищения, бредет по жизни как по мрачной пустыне, бессмысленной, бесцельной, не ос. вещенной идеалами, и вдруг в минуту полной растерянности, «на перепутье», появляется целеустремленный, энергичный серафим, и жизнь преобразуется, озаряется светом понимания истины:
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он:
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Осторожные, бережные прикосновения ангела тем не менее производят очень ощутимые превращения: органы восприятия путника приобретают исключительную обостренность, чувствительность, весь мир входит через них в человека. И все же обостренности восприятия недостаточно, чтобы бредущего в поисках истины путника превратить в пророка. Серафим вырывает у человека «и празднословный и лукавый» грешный язык, заменяя его жалом мудрой змеи. Но и этого оказалось мало: нужно избавиться от сердечной чувствительности, неуверенности, снисходительности, быть твердым и даже жестоким.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Чтобы вести за собой людей, открыть им глаза на несовершенство общественного устройства и личные пороки, необходимо избавиться от жалости ложного сострадания. Духовное очищение невозможно без страданий, тяжкой работы над собой. Ноша поэта- пророка тяжела вдвойне: сознавая пороки, несовершенство собратьев, сочувствуя людям и любя их, ему необходимо «глаголом жечь» их сердца, не поддаваясь никаким сомнениям.
Вариант 2
Пушкин с юношеских лет сознавал высокое назначение поэзии и ответственность поэта за высказанное поэтическое слово. Уже в 1818 году в стихотворении «К Н. Я. Плюсковой», написанном по заказу в честь императрицы, поэт с гордостью утверждает независимость своей «лиры скромной, благородной», неспособность к лести, предельную искренность поэтического творчества, а также особое место поэзии в иерархии ценностей: «Свободу лишь учася славить, стихами жертвуя лишь А. С. Пушкин с достоин- ством оценивает свое поэтическое творчество, считает себя выразителем жизненной правды:
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой,
И неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.
Однако только объективно отражать жизненные реалии — удел летописца, а не поэта. Главная задача поэзии — пробуждение национального самосознания, стремление к духовному совершенствованию. Поэт должен уметь достучаться до сердца человека, заставить его взглянуть на свою жизнь по-новому, внушить ему высокие идеалы социальной справедливости. Иногда Пушкин с горечью констатирует ограниченность поэтических возможностей в воздействии на читателя:
О, если б голос мой умел сердца тревоокшпь!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Наиболее полно представления Пушкина об общественной функции поэзии и роли поэта как мудрого и страстного провидца исторической народной судьбы, как высокого избранника воплотились в стихотворении «Пророк». В основу легла библейская легенда об очищении посланником Бога серафимом, избранным среди людей для выполнения высокой миссии: нести голос Бога людям. Проникнутое возвышенным лиризмом стихотворение воспринимается вначале как молитва, а в конце — как гимн. Жестокая, кровавая операция серафима символизирует напряженную, самоотверженную работу над собой поэта, претендующего на роль народного трибуна, духовного вождя нации:
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Поэт должен избавиться от ложного сострадания к слабостям человеческим, проявлять твердость и даже жестокость в деле высокого служения. Пушкин убежден: поэт, служа искусству, должен отречься от всего суетного, «мирского», по-другому видеть и слышать, забыть о своем слабом человеческом сердце. И торжество идеалов свободы, истины, добра станет поэту достойной наградой за самоотречение. Бог призывает лирического героя решительно следовать высокому призванию и открывать человечеству слова истины:
Восстанъ, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
Написанное несколько позднее стихотворение «Поэт» заметно отличается от «Пророка» по эмоциональному строю, стилистике, лексическим средствам. Поэт в нем изображен не в минуты творческого вдохновения, духовного подъема, а в обыденной жизни, когда «в заботах суетного света он малодушно погружен». Но это не снижает тональность стихотворения, а делает его более интимным.
Пушкин резко противопоставляет две стороны жизни поэта: поэт-творец и поэт-обыватель, причем демонстративно возвеличивает первую ипостась. Временное погружение поэта «в заботы суетного света» не снижает его образ, а, напротив, подчеркивает отчужденность от мира и утверждает, что подлинная жизнь творца — в его искусстве. В обыденной жизни поэт никто, «тоскует он в забавах мира», а оживает лишь во время поэтического вдохновения, «на берегах пустынных волн», вдали от «людской молвы», где создает вымышленный мир, в котором он от «детей ничтожных мира» поднимается до вершин человеческого духа.
Стихотворение «Поэт» похоже на авторскую исповедь, которая в силу своей глубокой значимости приобретает и общее значение. Пушкин действительно часто оказывался «малодушно погружен» в суету светской жизни, что истощало его силы. Поэтому и стремился он в деревенскую глушь, к умиротворяющей природе, всегда вдохновляющей поэзию. В проблемном, вызвавшем множество споров стихотворении «Поэт и толпа» толпа порицает поэта за бесполезность: «Как ветер, песнь его свободна, зато как ветер и бесплодна: какая польза нам от ней?». Но поэт резко парирует несправедливые нападки, упрекает толпу в приземленности мышления и недостатке воображения:
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес;
Тебе бы пользы все — на вес
Кумир ты ценишь Белъведерский.
Поэт уверен, что цель поэзии — в духовном развитии человечества, в пробуждении человеческой мысли, а воплощенные в стихах поэтические идеи — не прописные истины, а пища для пытливого ума. В заключительных строках стихотворения Пушкин отстаивает независимость поэтов от прямого участия в конкретных жизненных коллизиях:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Пушкин не сторонник теории «чистого искусства», как это утверждали многие, ссылаясь на строки его стихотворения «Поэт и толпа»: «Подите прочь — какое дело поэту мирному до вас! В разврате каменейте смело, не оживит вас лиры глас!». На самом деле тема призвания поэта исследуется в этом произведении более глубоко. Проблемы, связанные с высоким предназначением поэта, рассматриваются в новом аспекте: может ли и должна ли поэзия приносить прямую пользу человеку? В чем заключается ее значение и польза?
Пушкин проник в глубинные истоки проблемы, в сложный процесс воздействия поэзии на умы людей и определил истинную сущность творчества. Пушкин отстаивал право творца быть взыскательным судьей, ибо настоящий поэт — самый строгий критик своего творчества; проповедовал творческую самостоятельность и независимость от «суда глупца и смеха толпы холодной»:
Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить сумеешь ты свой труд.
|