Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 22.12.2024, 23:54:17
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

14:53:35
ТЕМА ПОЭТА И ПОЭЗИИ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
Вариант 1
 Проблемы искусства, мысли о назначении поэта проходят через все творчество Лер­монтова. Его интересовали все виды искусст­ва: музыка, живопись, — но все же предпо­чтение он всегда отдавал поэзии. Осознав, что она и есть его призвание, Лермонтов стал задумываться, а для чего нужна она людям, и нужна ли вообще, и какой должна быть на­стоящая поэзия. Дать однозначный ответ на все эти вопросы не смог еще ни один творче­ский человек. Несмотря на то что тема поэта для Лермонтова была глубоко личной, его стихотворения о поэте и поэзии связаны с предшествующей литературной традицией: декабристская лирика, романтическая по­эзия и, главное, программные декларации его кумира, «дивного гения», А. С. Пушкина.
Уже в ранней лирике Лермонтова тема поэта и поэзии соединяется с мотивами об­щественными. Подтверждение этому — стихо­творение «К***» («О, полно извинять раз­врат!..»), где автор создает образ поэта-граж­данина, который «пел о вольности, когда тиран гремел, грозили казни». Главная зада­ча поэта, считал в те годы Лермонтов, гово­рить людям правду, какой бы она ни была. В связи с этим в стихотворении «Мой дом» поэт пишет: «Мой прекрасный дом для чув­ства этого построен».
 В зрелом творчестве уже состоявшегося поэта тема поэзии звучит по-новому. Лермон­тов уже далек от романтических представле­ний о поэте как духовном вдохновителе наро­да: слишком не вязалось это с действительно­стью. Наоборот, он достаточно четко осознает трагичность судьбы творца и не только объяс­няет ее враждебностью света, но и связывает с общественными условиями. В том, что ги­бель поэта в мире зла неминуема, убеждала Лермонтова и судьба его гениального предше­ственника. В стихотворении написанном под непосредственным впечатлением трагических событий, Лермонтов трактует гибель Пуш­кина как проявление борьбы добра со злом. В стихотворении звучит мотив одиночества поэта в мире материальных ценностей:
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде... и убит!
В стихотворении «Поэт» автор сравнивает поэзию с кинжалом, который был некогда грозным оружием, а теперь, в эпоху далеко не героическую, превратился в ненужную вещь, и назначение его теперь — в золотых ножнах украшать стену. Власть над сердцами поэт променял на богатство и смирился с судьбой. Эта жалкая роль возмущает Лермонтова, вы­зывает гнев:
В нага век изнеженный не так ли ты, поэт,
Свое утратил назначенье,
На злато променяв ту власть, которой свет
Внимал в немом благоговенье?
В последней строфе стихотворения — го­речь, обида, и боль, и стыд Лермонтова за не­завидную и недостойную роль поэта, утра­тившего свое историческое назначение быть пророком и возвышаться над толпой, и вмес­те с тем — надежда на перемены, на возвра­щение поэзии ее истинной роли:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенья,
Из золотых ножон не вырвешь свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья?..
Как истинного творца и ценителя слова, Лермонтова не могло не тревожить состояние современной литературы в целом, которая, по мнению автора, явно деградировала. В сти­хотворении «Журналист, читатель и писа­тель» Лермонтов устами читателя возмуща­ется, что часто вместо стихов с глубоким идейным смыслом можно встретить бессмыс­ленные и пустые стишки, не имеющие ничего общего с настоящей поэзией:
Стихи — такая пустота;
Слова без смысла, чувства нету,
Натянут каждый оборот;
Притом — сказать ли по секрету? —
И в рифмах часто недочет.
Проза также, по мнению автора, обедне­ла: сплошные переводы, а если и встреча­ется оригинальное произведение, то или Москвой смеются или чиновников бра­нят». Избитые темы никому давно не инте­ресны, литература оторвана от жизни: «С ко­го они портреты пишут? Где разговоры эти слышут? ». Кроме того, Лермонтов остро почувство­вал значение журналистики (критики) в но­вых условиях русской жизни. Его мысль в этом стихотворении прямо продолжает пуш­кинскую. Автор указывает на жалкую роль современной журналистики. Устами недо­вольного читателя он заявляет:
В чернилах ваших, господа,
И желчи едкой даже нету —
А просто грязная вода.
Критики весьма односторонне, по мне­нию Лермонтова, понимают свои задачи, ко­торые сводят только к указанию недостат­ков литературных произведений, часто ме­лочного свойства. Что касается писателя, то в такую эпоху ему трудно найти себе применение: «О чем писать?». Лишь изредка «забот спадает бремя», лишь в такие моменты писатель берется за перо («Тогда пишу. Диктует совесть, пером сердитым водит и предает бумаге все мысли, но вот беда — он не решается вынести написанное на суд читателя: толпа его не поймет и его же осудит:
К чему толпы неблагодарной
Мне злость и ненависть навлечь,
Чтоб бранью назвали коварной
Мою пророческую речь?
В 1841 году Лермонтов пишет стихотво­рение «Пророк», повторяя название пушкин­ского стихотворения, в котором автор наме­чал путь истинного поэта: «И, обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей». В своем «Пророке» Лермонтов как бы показывает путь поэта, внявшего наставлениям великого предшественника. Путь этот оказался нео­бычайно трудным и, самое главное, трагиче­ским. В ответ на любовь «ближние мои бро­сали бешено каменья». Изгнанному пророку добра и любви приходится жить в пустыне, в одиночестве. Только звезды, звери и птицы понимают его и радуются его речам. Носи­тель высоких истин, призванный просвещать людей, становится объектом гонений и на­смешек.
Судьба пророка, по мнению Лермон­това, трагична: природа его отлична от при­роды измельчавшего человечества. Различие позиций двух русских великих поэтов — в различии эпох, в специфике вре­мени: А. С. Пушкин — в момент националь­ного подъема, связанного с победой в войне 1812 года, Лермонтов — в эпоху беспросвет­ной николаевской реакции.
 
Вариант 2
 С Пушкиным Лермонтов не был знаком и не входил в его окружение. Стихотворение «Смерть поэта», написанное сразу после по­лучения известия о гибели Пушкина на дуэ­ли, сделало молодого поэта как бы наследни­ком и продолжателем пушкинских традиций в русской поэзии. «Погиб поэт! — невольник чести — пал, оклеветанный молвой... » Лер­монтов как бы говорил от имени целого поко­ления, исполненного скорби о национальном гении и негодования, направленного против его врагов, «Смерть поэта» мгновенно рас­пространилась в списках и принесла Лер­монтову широчайшую известность, в том числе и в литературном окружении Пушки­на. Заключительные 16 строк стихотворе­ния, а особенно слова:
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь! — были восприняты при дворе как «призыв к революции». Белинский, сравнивая Лермонтова с Пуш­киным, предлагает не упускать из виду преж­де всего то обстоятельство, что Лермонтов — «поэт уже совсем другой эпохи». Эта эпоха полна трагического, и именно это и сформиро­вало мировоззрение юного наследника пуш­кинской славы. Пушкину довелось испытать горечь не­понимания, и голос его иногда звучал, как глас вопиющего в пустыне.
Поэт-пророк не всегда бывал понятен окружающим в своих пророчествах, и его поэзия вызывала в оп­ределенный момент вопрос: «Какая польза нам от Лермонтов-поэт изведал не только одино­чество и непонимание. Он уже фигура отчет­ливо трагическая. Гибель поэта в мире зла неминуема. Это подсказывала Лермонтову и судьба его гениального предшественника. Сти­хотворение «Смерть поэта» написано по го­рячим следам событий и под непосредствен­ным впечатлением от них. Хотя речь идет о трагической судьбе конкретного человека, Лермонтов трактует происшедшее как про­явление вечной борьбы добра, света со злом и жестокостью. Поэт гибнет от рук ничтож­ных людей. Это «Свободы, Гения и Славы па­лачи».
Поэт — гордое, независимое существо, дивный гений, явление небывалое и поэтому чужеродное в среде, живущей завистью, кле­ветой, занятой погоней за счастьем, понима­емым как чины, богатство, положение в об- Столкнулось высокое и низкое, земное и небесное, и «мир дальний» вновь одержал победу. Однако есть «Божий суд», «есть гроз­ный судия». Время, века, человечество ска­жут свое слово.
Поэт-пророк — это образ, введенный в поэтический обиход Пушкиным. Таков и по­эт Лермонтова. Появляется у Лермонтова, как и у Пушкина, образ карающего кинжала. В стихотворении «Поэт» (1838 год) Лермон­тов строит лирическую композицию на срав­нении своего собрата по перу с кинжалом. Назначение стихотворца сродни назначению кинжала. Поэзия в эпоху негероическую ста­ла просто побрякушкой, наподобие кинжала, украшающего стену жилища. Власть над сердцами поэт променял на злато и смирил­ся с судьбой. Эта жалкая роль недостойна того, кто способен зажигать сердца, пробуж­дать мысли. Стих «звучал, как колокол на башне» в прошлом, «во дни торжеств и бед народных». Простой и гордый язык поэзии пушкинской поры предпочли теперь «блест­кам и обманам». Заключительная строфа — это голос то­го, кто тяготится бездействием, для кого идеалы предшествующей эпохи не утратили ценностей:
Проснешьсялъ ты опять, осмеянный пророк?
Иль никогда, на голос мщенъя
Из золотых не свой клинок,
Покрытый ржавчиной презренья...
Пушкинский пророк никогда не был ос­меянным, он всегда мог пренебречь безумием непосвященных, сказать им: «Пойдите прочь». Не таков пророк «совсем уже другой эпохи». Лермонтов подхватывает тему пророчества, начатую Пушкиным, и развивает ее уже с учетом опыта жизни своего поколения. Его стихотворение 1841 года так и названо «Про­рок», повторяя название пушкинского стихо­творения, созданного в 1826 году. В нем Пуш­кин намечал путь, которым надлежало идти тому, кто получил божественный дар: «Обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей».
Лермонтов показывает отдаленные последствия этого шага. Он точно знает, как род людской воспринимает пророчество высоких истин. Уже первая строка лермонтовского стихотворения содержит своеобразное продолжение:
С тех пор как вечный судия
Мне дал есеведенъе пророка...
Это момент, которым завершилось стихо­творение Пушкина. Для лермонтовского про­рока этот момент стал началом страданий. Отправившись проповедовать любовь и прав­ду, он ступил на трудный и опасный путь. Ему приходится жить в пустыне тем, что по­сылает ему судьба. Лишь звери, птицы, звез­ды внимают пророку. Люди глухи. Через шумный город пророк пробирается торопли­во, подгоняемый каменьями, недобрыми или насмешливыми взглядами. Носитель высо­ких истин, призванный просвещать и настав­лять, он сам становится объектом поучений. и пушкинский поэт получал иногда своего рода «социальный заказ»: «Сердца со­братьев исправляй... » Но в пушкинскую эпо­ху толпа не была еще столь жестока и агрес­сивна.
Лермонтовский пророк, оставаясь твер­дым, спокойным и угрюмым, становится объ­ектом мести за то, что его природа отлична от природы измельчавшего человечества. Само существование пророка — упрек лю­дям. Так завершает Лермонтов тему, разра­ботанную Пушкиным и, казалось, в полной степени завершенную. Но время потребовало корректив, и Лермонтов вносит эти коррек­тивы. Сама его судьба и его гибель удиви­тельным образом послужили своеобразным подтверждением предложенной им трактов­ки темы поэта и поэзии. История повторилась, и сама эта повто­ряемость может служить указанием на то, что перед нами не случайность, а закономер­ность, которая не укрылась от проницатель­ного взора продолжателя пушкинской тради­ции и создателя традиции новой. Лермонтов сам ощущал себя наследником великого Пушкина.
«Пророк» — это не един­ственная прямая перекличка с пушкинскими стихами. «Журналист, читатель и писатель» уже самим названием и драматической фор­мой напоминает «Разговор книгопродавца с поэтом». Современная Лермонтову поэзия, как ему кажется, явно деградировала:
Стихи — такая пустота;
Слова без смысла, чувства нету,
Натянут каждый оборот...
Настоящего искусства жаждет человек, живущий в одну из самых мрачных эпох русской истории, когда что само время остановилось, сама жизнь замерла:
Когда же на Руси бесплодной,
Расставшись с ложной мишурой,
Мысль обретет язык простой
И страсти голос...
Это крик души того, для кого отсутствие внутренней жизни есть зло. Деградация кос­нулась всего. Критика выродилась в «мелкие нападки на шрифт, виньетки, опечатки». Об­винения критиков беспощадны:
В чернилах ваших, господа,
И желчи едкой даже нету —
А просто грязная вода.
Настоящему писателю в такую эпоху трудно найти себе применение: «О чем пи­сать?» Лишь изредка «забот спадает бремя». Только тогда будущее не кажется таким бес­просветным. Лишь в такие моменты берется он за перо: «Тогда пишу. Диктует совесть, пером сердитый водит ум». Итак, в эпоху деградации общества Лер­монтов остался хранителем и продолжателем высоких заветов предшествующей эпохи. Его поэт-пророк остается носителем и храните­лем высоких истин. Идеалы его поэзии оста­ются соотносимыми с идеалами пушкинского времени. В его стихах, правда, больше горе­чи, отчетливей отзвуки трагедии, но таковы свойства современного Лермонтову поколе­ния.
М.Ю.Лермонтов всегда будет жить в наших сердцах, так как сила его таланта ни­кому не позволит забыть его имя.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 1610 | Добавил: tineydgers | Теги: школьное сочинение, по русской литературе, сочинение по русской литературе, повесть, лучшие сочинения, Роман, скачать бесплатно, писатель | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0