Поэму
«Кому на Руси жить хорошо» Некрасов начал писать в 1863 году и работал над ней
до самых последних дней своей жизни. За это время в стране произошли многие
изменения, которые нашли отражение в поэме. Здесь поэт дал широкую картину
дореформенной и послереформенной.
России,
показал основные черты современной действительности, раскрыл противоречия
между интересами народа и эксплуататорской сущностью помещиков. Несмотря на то,
что в стране было отменено крепостное право, жизнь крестьян никак не изменилась,
она осталась такой же тяжелой и несправедливой. Поэтому тема рабства и свободы
была актуальна для России 60-х годов XIX века.
Так уж
повелось, что люди чаще всего делятся на две категории: те, которые довольны
своим положением, и те, которые пытаются что-то изменить, например обрести
свободу. Довольными своей жизнью в поэме выступают холопы. Они так долго
служили своим хозяевам, что привыкли к этому и жить по-другому просто не
хотят. Дворовый князя Перевылизывает барские тарелки. Он, стоя за столом барина,
даже болезнь получил «дворянскую» — подагру. Он гордится своим положением
любимого раба у князя и мечтает только об одном:
Оставь
мне, Господи, мою почетную,
По ней
я дворянин!
Этот
человек, который сам является рабом, презирает простых мужиков, не считая их за
людей. Ипат,
холоп князя Утятина, называет своего
«благодетеля» князюшкой, а себя именует не иначе как рабом
недостойным.
Когда крестьянам даровали волю, он не захотел
уходить от князя, потому что помнил его милости. Барские «милости» заключались
в том, что хозяин запрягал его в телегу или купал в проруби, а затем поил водкой.
С негодованием говорит Некрасов о тех, кто способен предать своих же крестьян.
Таков староста Глеб — он сжег вольную, данную его барином крестьянам:
На
десятки лет, до недавних дней
Восемь тысяч душ закрепил злодей.
С
Егоркой Шутовым, который служил в полиции, расправляется сам народ:
Гнусь человек! —
Не бить его;
Так уж
кого и бить?
Многие
крестьяне просто терпят помещиков, не зная, как вырваться из-под их гнета.
Поэтому лучшим местом они считают кабак, где можно залить водкой свое горе и
хоть на время забыть об обидах и унижениях. О таких крестьянах нам
рассказывает Яким Нагой. Он считает, что именно водка сдерживает мужиков от
расправы над помещиками:
У каждого крестьянина
Душа,
что туча черная, —
Гневна,
грозна — и надо бы
Громам
греметь
оттудова,
Кровавым
лить дождям,
А все
вином кончается…
Покорными
крестьянами является целая деревня вахлаков. Получив волю, они снова продаются
в рабство за заливные луга. Но
есть и такие крестьяне, которые только терпят до поры до времени. Примером
самоотверженности и силы духа выступают Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрена, Агап,
Савелий. Тяжела женская доля крестьянки.
Автор
с любовью рисует образ Матрены Корчагиной, которая всю жизнь несла свое тяжкое
бремя: издевательства мужниной родни, упреки, труд.
Ей пришлось пережить трудный голодный год, смерть любимого сына. И хотя
Савелий «дедушка, родитель свекра-батюшки», утешает ее: «Терпи терпи ". Он сам
понимает, что терпеть дольше нельзя. Савелий предстает в поэме настоящим русским
богатырем, который и работать за семерых может, и на медведя в одиночку
хаживал. Многое пришлось пережить на своем веку
Савелию:
голод, нужду и лишения, жестокое обращение помещика, который «до нитки» разорил
своих крестьян. Теперь Савелий понимает, что путь к свободной жизни лежит через
борьбу. «Наши топоры лежали до поры», — говорит Савелий и тем самым намекает
на открытое выступление. Крестьяне, возмущенные барскими злодеяниями подняли
бунт и убили своего хозяина. Савелий побывал на каторге, но его дух не сломлен
и он ничуть не раскаивается в содеянном.
Чем-то
похож на Савелия покаявшийся разбойник Кудеяр. Он замолил грехи и решил жить честно,
но после долгих лет отшельничества встречает пана-злодея. Пан без капли
раскаяния похвастался:
Сколько
холопов
гублю,
Мучу,
пытаю и вешаю,
А
поглядел бы, как сплю!
Разбойник
расправился с паном, и грехи его были отпущены. У
многих мысли о свободе только начинают созревать, и их бунт пока еще пассивный.
Таким бунтарем выступает Агап. После того как он высказал барину все свои
обиды, тот приказал его выпороть. Чтобы спасти Агапа от расправы, крестьяне с
его согласия устроили спектакль. Они напоили его и вынесли как будто выпоротого.
По-своему взбунтовался и Яков Верный, который повесился, чтобы отомстить за своего
племянника. Но многие идут уже на открытый протест. Бунтуют не одиночки, а целые
селения:
...Иногда
пройдет
Команда.
Догадаешься:
Должно
быть, взбунтовалося
В
избытке благодарности
Селенье
где-нибудь.
Крестьяне
понимают необходимость борьбы и ждут человека, который укажет им путь. Таким
человеком выступает в поэме Григорий Он
смело идет вперед, потому что верит в силу России:
Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и
забитая,
Ты и
всесильная Матушка-Русь!..
Некрасов
показал, что угнетение и рабство неизбежно породят бунт и что крестьяне сами станут
бороться за свою свободу. Свобода, по мнению Некрасова, ключ к счастью. |