Т  И  Н  Е  Й  Д  Ж  Е  Р  Ы

Для тех, кто учится и учит


Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 18.10.2024, 07:13:43
» МЕНЮ САЙТА
» ОТКРЫТЫЙ УРОК

 РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МАТЕМАТИКА

ИСТОРИЯ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

ИНФОРМАТИКА

ХИМИЯ

ОБЖ

ЭКОНОМИКА

ЭКОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

ТЕХНОЛОГИЯ

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ПСИХОЛОГИЯ

КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

АДМИНИСТРАЦИЯ ШКОЛЫ

» РУССКИЙ ЯЗЫК
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ. 5 КЛАСС

ОРФОЭПИЯ

ЧАСТИ РЕЧИ


ТЕСТЫ В ФОРМАТЕ ОГЭ.
   5 КЛАСС


ПУНКТУАЦИЯ В ЗАДАНИЯХ И
  ОТВЕТАХ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ.10 КЛАСС


КРОССВОРДЫ ПО РУССКОМУ
  ЯЗЫКУ
» ЛИТЕРАТУРА
ВЕЛИЧАЙШИЕ КНИГИ ВСЕХ
  ВРЕМЕН И НАРОДОВ


КОРИФЕИ ЛИТЕРАТУРЫ

ЛИТЕРАТУРА В СХЕМАХ И
  ТАБЛИЦАХ


ТЕСТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ МИФЫ И
  ЛЕГЕНДЫ


КРОССВОРДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
» ИСТОРИЯ
» АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ.
  РАЗГОВОРНЫЕ ТЕМЫ


САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО ГРАММАТИКЕ
  АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА


ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
  9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ


КРОССВОРДЫ ПО
  АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
» МАТЕМАТИКА - ЦАРИЦА НАУК
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» ФИЗИКА
» Категории раздела
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА [1037]
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русск.яз.) [164]
УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА [651]
РУССКИЙ ЯЗЫК [280]
УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК [263]
ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ [8]

17:26:48
ТЕМА РОДИНЫ В ЛИРИКЕ ЛЕРМОНТОВА
Москва, Москва
Люблю тебя как сын!
Как русский, - сильно, пламенно и нежно. М. Ю. Лермонтов С именем Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Жизнь и твор­чество этого замечательного поэта протекали в самое тяжелое и мрачное для России время, время засилья «голубых мундиров» и жесто­чайшей реакции. Поэтому его стремление к прекрасному связано с огромным желанием воспеть Родину, какой бы она ни была. Можно сказать, что тема Родины являет­ся одной из ведущих в творчестве Лермонто­ва. Еще в 16 лет поэт записал в своем днев­нике: «Я Родину люблю. И больше многих». Но еще более важную мысль Лермонтов вы­сказывает уже в позднем возрасте: «Люблю отчизну я, но странною любовью».
В чем же заключалась эта странность? Почему любовь к своей родной стране носила у поэта столь противоречивый характер? С одной стороны, Россия для него — его Родина, где он родил­ся и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стрем­ления, а главное, народную волю. Это двоя­кое понимание России и отразилось в стихо­творениях Лермонтова. Тема Родины прозвучала в стихотворе­ниях «Родина», «Дума», «Прощай, немытая Россия», «Бородино», «Русская мелодия» и многих других.
Стихи этого цикла лишний раз доказывают, что Лермонтов был глубоко национальным поэтом, потому что такие про­изведения мог написать только человек боль­шого и глубокого ума, патриот своей Родины. «Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, куплен­ная кровью, ни полный гордого доверия по­кой», — признавался Лермонтов в стихотво­рении «Родина». «Поэт понимает любовь к отечеству истинно, свято, разумно», — писал Добролюбов. Литература всегда стремилась исправить жизнь, в которой многое выглядит уродливо, кажется пошлым и жалким. А для этого не­обходимо писать искренне и достоверно, так, как это делал Лермонтов. Его всегда вол­новала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и нищете. «Иди в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт.
Счастье и слава отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал М. Ю. Лермонтов. И осуществ­лению своих мечтаний поэт отдал всю свою жизнь. Его знаменитое «Бородино» воспе­ло силу русского духа, оно известно всем. Главная мысль этого произведения — рус­ский народ достоин лучшей участи, лучшей Родины, которая должна быть не мачехой, а матерью. Чем питаются лучшие русские характе­ры, откуда столько силы, откуда этот пора­зительный дух русского народа? Я думаю, страдание дает силы и закаляет дух. «Да, были люди в наше время, могучее, лихое племя: богатыри — не вы», — бросает Лер­монтов упрек современному поколению. Куда же делось это «могучее, лихое племя», поче­му мельчает герой и его время, на что тратят­ся его силы? На все эти вопросы, поставлен­ные в «Бородино», Лермонтов дает ответ в «Думе», «Поэте», в «Герое нашего време­ни».
Поэт не просто любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые рус­ские мужики спасли страну во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину: Ребята! Не Москва ль за нами? Умремте ж под Москвой, Как наши братья умирали! Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. дино» было написано через четверть века после великой битвы. Но, к сожалению, по­эта окружают люди, не способные отстоять даже собственное «я». И все же Лермонтов умеет разглядеть здоровые силы нации, уви­деть в народном характере такие черты, ко­торые свидетельствуют о жизнеспособности России.
Стихотворение «Родина» стало одним из шедевров не только лирики Лермонтова, но и всей русской поэзии. Ощущение безысход­ности породило трагическое мироощущение. И Родина оказывается целительницей этой тяжелой болезни духа. Ничто, кажется, не дает такого умиротворения, такого ощуще­ния покоя, даже радости, как это общение с деревенской Россией. Именно здесь отсту­пает одиночество. Если стихотворение «Бо­родино» наполнено чувством патриотизма, раз­буженным военной историей России, то в «Родине» появляется иной, до той поры, мо­жет быть, не встречавшийся в русской по­эзии оттенок. Лирическое переживание вы­звано простым пейзажем, неброским, но по- своему живописным, способным затронуть самые тонкие струны души. Поэт с первых же строк говорит о «странной» любви к от­чизне.
 У Лермонтова своеобразное патриотичес­кое сознание. Он называет чуждые ему фор­мы патриотизма: поэт равнодушен к славе, «купленной кровью», к «заветным предани­ям». Лермонтов выдвигает нечто настолько по тем. временам необычное, что приходится несколько раз подчеркнуть эту необычность: «Люблю отчизну я, но странною любовью», «но я люблю — за что, не знаю сам», «с от­радой, многим незнакомой». Это какая-то ис­ключительная любовь к России, до конца как будто не понятая и самим поэтом. Ясно, од­нако, что любовь эта к России народной, крестьянской, к ее просторам и природе. Патриотическая тема в этом стихотворении приобрела уже лирический характер. Поэт все больше переходит от обобщенной мысли к конкретной. На мой взгляд, это стихотворение предвосхитило тютчевскую и блоковскую Россию. Можно, наверное, говорить и о России некрасовской, впервые здесь заявившей о соломенные крыши, печальные деревни, проселок, говор пьяных мужиков.
Любовь поэта к России настоящая, взыс­кательная, глубокая. Он не признает умиле­ния и не прощает родине недостатков. Его позиция сродни позиции Чаадаева, кото­рую он высказал в «Апологии сумасшедше­го»: «Я не научился, любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами. Я нахожу, что человек может быть полезен своей стране только в том случае, если ясно видит ее... Я люблю мое отечество, как Петр Великий научил меня лю­бить его.
В стихотворении «Прощай, немытая Рос­сия» слышится горький упрек в адрес терпе­ливого народа, покорившегося «мундирам го­лубым». Лермонтов называет Россию «стра­ной рабов, страной господ». Однако он не хотел таким образом выразить свое презрение к Родине, наоборот, автор стремился передать чувство горечи и обиды за такое глупое без­действие народа. Позже такое же ощущение появится и у Некрасова: «Ты проснешься ль, исполненный сил?». Чернышевский скажет еще более резко: «Нация рабов. Сверху до­низу все рабы». Такую же безрадостную картину рисует поэт и в стихотворении «Монолог», создан­ном в 1829 году. Здесь автор воспроизводит гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, где одаренный че­ловек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтоже­ства, а умный, сильный человек чувствует пу­стоту и бесцельность своего существования:
И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой...
Лермонтов по праву стал преемником А. С. Пушкина, великого национального по­эта. К сожалению, жизнь этих выдающихся людей была слишком короткой. Как мало времени было отпущено М. Ю. Лермонтову, но сколько он успел сделать! Гордится, поис­тине гордится Родина такими сынами. Дни идут, месяцы сменяют годы, годы превраща­ются в столетия, а имя Лермонтова помнят все. И как бы ни развивалась наша культу­ра, в каком бы духовном вакууме ни находи­лось наше общество сейчас, имя Лермонтова никогда не будет забыто. Целая плеяда та­лантливых поэтов и писателей подхватила прогрессивные мысли этого поэта и приняла эстафету борца. Маяковский навек запечат­лел Лермонтова в своей звонкой, четкой, бронзовой поэзии ритма: «К нам Лермонтов входит, презрев времена». Он писал для нас, открывая глубины иной жизни, где дух личности выше потому что впе-
реди вечность. Лермонтов это знал.
Категория: РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА | Просмотров: 1257 | Добавил: tineydgers | Теги: школьное сочинение, по русской литературе, сочинение по русской литературе, повесть, лучшие сочинения, Роман, скачать бесплатно, писатель | Рейтинг: 5.0/1
» Поиск
» АСТРОНОМИЯ

УДИВИТЕЛЬНАЯ
  АСТРОНОМИЯ


ЗАГАДОЧНАЯ СОЛНЕЧНАЯ
  СИСТЕМА


АСТРОНОМИЯ В ВОПРОСАХ И
  ОТВЕТАХ


УДИВИТЕЛЬНАЯ
  КОСМОЛОГИЯ


КРОССВОРДЫ ПО АСТРОНОМИИ

» ИНФОРМАТИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ИНФОРМАТИКА


К УРОКАМ
  ИНФОРМАТИКИ


СПРАВОЧНИК ПО
  ИНФОРМАТИКЕ


ТЕСТЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ

КРОССВОРДЫ ПО
  ИНФОРМАТИКЕ

» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ В 7 КЛАССЕ


ТЕСТЫ. 9 КЛАСС

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ
  РАБОТЫ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ В
  ФОРМАТЕ ЕГЭ


ШКОЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ
   ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ

» ХИМИЯ
» ОБЖ

ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ ...

РЕКОРДЫ СТИХИИ

РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
  УРОКАМ ОБЖ В 11 КЛАССЕ


ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО
  ОБЖ


ТЕСТЫ ПО ОБЖ. 10-11 КЛАССЫ

КРОССВОРДЫ ПО ОБЖ

» МХК И ИЗО

СОВРЕМЕННАЯ
  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИСКУССТВА


ВЕЛИКИЕ ТЕАТРЫ МИРА

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  ПАМЯТНИКИ


МУЗЕЕВ МИРА

ВЕЛИКИЕ СОКРОВИЩА МИРА

СОКРОВИЩА РОССИИ

ИЗО-СТУДИЯ

КРОССВОРДЫ ПО МХК

» ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ. БАЗОВЫЙ
  УРОВЕНЬ. 10 КЛАСС


УДИВИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
  ЗЕМЛИ


ИСТОРИЯ ОСВОЕНИЯ ЗЕМЛИ

ВЕЛИЧАЙШИЕ
  АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ
  УЧЕНЫХ


РАЗВИВАЮШИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
  И ОПЫТЫ ПО
  ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ


САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ
  НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ

» ГОТОВЫЕ СОЧИНЕНИЯ

РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
  (на русск.яз.)


УКРАИНСКИЙ ЯЗЫК

УКРАИНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ПРИКОЛЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ

» ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» МОСКВОВЕДЕНИЕ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

ЗНАКОМИМСЯ С МОСКВОЙ

СТАРАЯ ЛЕГЕНДА О
  МОСКОВИИ


ПРОГУЛКИ ПО
  ДОПЕТРОВСКОЙ МОСКВЕ


МОСКОВСКИЙ КРЕМЛЬ

БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО

» ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОБО ВСЕМ НА СВЕТЕ
» ПОЗНАВАТЕЛЬНО И ЗАНИМАТЕЛЬНО

ДИКОВИНКИ СО ВСЕГО МИРА

УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
  ПСИХОЛОГИЯ


МИНЕРАЛЫ И ДРАГОЦЕННЫЕ
  КАМНИ


УДИВИТЕЛЬНАЯ АРХЕОЛОГИЯ

ДИВНАЯ ПАЛЕОНТОЛОГИЯ

» БЕСЕДА ПО ДУШАМ С ТИНЕЙДЖЕРАМИ

МЕЖДУ НАМИ ДЕВОЧКАМИ

МЕЖДУ НАМИ МАЛЬЧИКАМИ

НАС ЖДЕТ ЭКЗАМЕН

» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Вход на сайт

» Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0