Есенин был поэтом, у которого «в сердце светит Русь». «Моя лирика, — говорил он, — жива одной большой любовью — любовью к родине». Слово «родина» Есенин мог бы писать с одинаковым правом и с прописной, и со строчной буквы, потому что образ родины в его стихах принял конкретные очертания рязанской деревни, и в то же время это было не только село Константинове — это была вся Русь. Есенин пропел свои лучшие и задушевные песни России. В его стихах «русский дух», в них «Русью пахнет». Интересны в этой связи воспоминания Качалова, никогда не расстававшегося за границей со сборником стихов Есенина. Известный актер говорил, что у него всегда было полное ощущение, что в его американском чемодане будто бы хранится горсточка русской земли. Так явственно, сладко и горько пахло от есенинских стихов родной землей. Образ родины появляется у Есенина уже в первых его стихах. Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную прелесть природы Средней полосы России. Радостный и многоцветный мир буквально завораживает нас, когда мы читаем есенинские стихи. Мы видим, как «роса блестит на крапиве», как «сыплет черемуха снегом», как «отражаясь, березы ломались в пруду», как «ели, словно копья, уперлися в небо». Просторы полей, синь родного неба с плывущими облаками, гладь озер и рек, плакучие ивы, зеленокосые красавицы березки, «топи да болота», «алый свет зари» — во всем этом Есенин видел красоту. Бесконечно дорога была ему березовая Русь. Поэтичная картина родимой стороны предстает перед нами в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная...» Поэту приятно слышать звонкий, как сережки, девичий смех, видеть веселый пляс на лугах, радостно ощущать, как «пахнет яблоком и хлебом». Родина вызывает у поэта необычайную по силе любовь. И потому естественно вплетается в общий тон стихотворения его афористическая концовка:
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Приняв Октябрьскую революцию, Есенин не до конца понял, «куда несет нас рок событий». Ему тяжело было сознавать, «что живых коней победила стальная конница» («Сорокоуст»). Мучительно переживает поэт свою раздвоенность, хотя это не означает, что есенинское отношение к родине изменилось. В стихотворении «Русь советская» он решительно заявляет:
Я буду воспевать Всем существом в поэте Шестую часть земли С названьем кратким «Русь».
В стихах Есенина, написанных в 1924—1925 годах, мы видим, что теперь волнует поэта. Он пишет о нищете «полевой России», «усохших вербах», «бедности полей». Все это вызывает у него тоску и боль, страстное желание увидеть «мощь родной стороны» — и одновременно неуверенность в своей судьбе:
Я не знаю, что будет со мною... Может, в новую жизнь не вернусь, Но и все же хочу я стальною Видеть бедную, нищую Русь.
Именно в наше время может быть верно понята позиция поэта: утверждение ценности природных и народных основ жизни, тревога за их судьбу в эпоху революционных преобразований, понимание неизбежности прогресса. Есенин часто покидал пределы России, но в самых отдаленных краях из его памяти не исчезают «картины рязанских раздолий». И не случайно в «Персидских мотивах» образ русской равнины внезапно заслоняет сады и стены Хороссана. В неожиданных приметах находит Есенин подтверждение своей неразрывной связи с родиной. «Эти волосы взял я у ржи», — обращается поэт к Шаганэ. Разлука с родиной еще более усиливает его любовь к ней: Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь. Родина — это самое дорогое для Есенина, и ей он «плел венок» из песен, поверял сокровенные мечты и думы. С родиной связана самая лучшая метафора Есенина — «страна березового ситца», а самый нежный образ в стихах — образ прекрасной девушки-березки. Сила есенинской лирики в том, что она предельно искренна, стихи как будто написаны кровью сердца. И эта открытость всегда находит отклик в душе читателя.
|